Любителей сомнительных любовных приключений предупреждает кожвендиспансер: это может быть опасно для вашего здоровья. В городе активизировался сифилис.
Уровень заболеваемости вырос за девять месяцев этого года, по сравнению с аналогичным периодом 2009-го, на треть. В цифрах новость выглядит не так шокирующе: в Барановичах, по последним сведениям, 17 «зарегистрированных» обладателей самой «стыдной» болезни. Не то что в 1994 году, когда у нас случилась своего рода эпидемия, – тогда врачи зафиксировали 410 случаев заболевания!
– Нынешний всплеск был прогнозируемым. Подъем и спад заболеваемости сифилисом идут циклично, волной: примерно 9 лет рост и 13 лет убыль, – говорит врач-дерматовенеролог Надежда Шанталосова. Именно ей в том самом 1994-м пришлось бороться с последствиями ошибок сердечных четырех сотен несчастливцев. Проявления болезни оказались не самым страшным. Перед врачом прошли четыреста человеческих историй, и каждая была по-своему трагической. Иной раз драма была в невозможности простить любимого человека «после всего», иной раз просто в опущенных от жгучего стыда глазах…
То, что «неприличная» болезнь живет «приливами» и «отливами», доказывают многолетние наблюдения. Вот любопытные цифры, о которых Надежда Шанталосова узнала в Белорусской медицинской академии последипломного образования.
В 1965 году на сотню тысяч жителей Беларуси приходился один больной сифилисом.
К 1975 году случился подъем заболеваемости. На сотню тысяч жителей приходилось уже 10 больных.
Закономерный спад произошел в 1975–1988 годах. За всё это время в стране было зарегистрировано только 142 случая заболевания.
Очередной всплеск заболеваемости случился в последующие перестроечные годы. К памятному 1991-му количество случаев заболевания увеличилось в 150 раз!
Итак, с 1996 по 1997 год на сотню тысяч здоровых жителей приходилось 210 больных.
В 1997-м произошел перелом, и сифилис стал сдавать позиции.
И вот снова прошло 13 лет…
– Любая статистика нуждается в комментариях, – говорит врач-дерматовенеролог. – Например, можно ли рост зарегистрированных случаев заболевания оценивать однозначно отрицательно? Разумеется, нет. За прошедшие с 1965 года десятилетия не только нравы стали вольнее, но и методы лабораторной диагностики – точнее. Централизованная лаборатория нашего кожвендиспансера не исключение: она работает по-новому, может обнаружить болезнь даже в скрытый период.
Это важно. Потому что сифилис ведет себя подобно киллеру – без лишнего шума и пыли. Часто его можно определить только с помощью лабораторного анализа. Первичные признаки – язвы и эрозии на половых органах в большинстве случаев исчезают без лечения. Но это не значит, что пришло выздоровление. Со временем может появиться сыпь на ладонях и подошвах ног, половых органах, слизистой полости рта, части головы, скрытой волосами. А может и не появиться – болезнь будет тихонько подтачивать здоровье, и всё.
– Коварство сифилиса в том, что у его хозяина ничего не болит, не зудит, не беспокоит. Болезнь изначально поражает нервные окончания, – замечает Надежда Шанталосова. – У русских терапевтов XVIII века даже была поговорка: если диагноз не понятен, подумай о сифилисе.
Многие считают, что сифилис неизлечим. Однако пусть не спешат жертвы любовных страстей говорить себе «кранты!» Спешить нужно в другом направлении – к врачу.
Специалисты утверждают, что сифилис лечится, но никто не говорит, что процесс это приятный и быстрый.
– Лечить сифилис нужно только в условиях стационара, – категорична врач. – Отчего такая строгость? Возбудитель сифилиса может долгое время «дремать» в L- и цист-форме, особенно если организм пациента молодой и способен противостоять инфекции. Любое нарушение в порядке лечения приводит к тому, что возбудитель активизируется. А в активной форме он воистину опасен. Для человека его «пробуждение» может аукнуться серьезными патологиями зрения, нервной системы и кожной ткани. Эти последствия необратимы.
Все внешние проявления сифилиса крайне заразны: чтобы заполучить крупные неприятности, достаточно выпить из чашки больного. Поэтому из-за одного проштрафившегося ловеласа идти на прием к врачу приходится всей семье: маленьким детям проводят профилактическое лечение, взрослых тщательно обследуют.
Даже когда человек рас- прощается с болезнью, он должен будет посещать кожно-венерологический диспансер целый год. Этот срок не покажется вам таким уж длинным, если вы узнаете, что раньше пациенты оставались на учете лечебного заведения 15 лет! Благодаря тому, что лекарства стали эффективнее, время на лечение сократилось в разы.
– В Америке курс лечения гораздо короче белорусского: там экономят и время, и деньги. Однако насколько оправдана такая «экономия» – еще вопрос, – говорит Надежда Шанталосова. – В 2000 году за людьми, переболевшими и ставшими после этого родителями, велось наблюдение у нас и в США. Сифилис передался по наследству детям 900 американцев из 60 тысяч переболевших. В Беларуси врожденный сифилис был обнаружен у детей только 6 (!) человек из 100 тысяч.
Разница очевидна. Так что длительное лечение – не прихоть врачей. Белорусское государство не зря тратит столько денег на лечение этой болезни – от противостояния ей зависит наша демографическая безопасность.
– У каждого на земле своя роль, у женщины она особая – продолжение рода. Поэтому, будущие мамы, будьте начеку. За грехи родителей расплачиваются дети. Для малышей лечение не всегда проходит без последствий: антибиотики для маленького организма небезвредны. Течение болезни спрогнозировать часто бывает очень сложно, – предупреждает врач.
Методики экспресс-лечения, подобные американским, кстати, применяются и отечественной медициной, но только в тех случаях, когда они гарантированно не повредят больному.
Профилактика всегда надежнее, проще, выгоднее лечения. Надо ли еще раз говорить, в чем она заключается? Читают газету люди взрослые.
– Однако даже не все взрослые знают, что правильная обработка половых органов в течение двух часов после связи сводит риск заражения к нулю. В любой аптеке вы найдете уголок профилактики инфекций, передающихся половым путем. Там выставлены средства, которые обезопасят вас в чрезвычайной ситуации. Кроме того, помните, что в кожвендиспансере, по улице Торфяной, 31, есть пункт анонимной профилактики. Он работает круглосуточно.
Народная медицина у нас всегда была в особом почете. Учитывая репутацию сифилиса как болезни срамной, можно смело предположить, что ее жертвы попытаются оказать себе первую медицинскую помощь сами. Но к чему приведет игра «сам себе эскулап»?
– Самолечение принесет только вред, – убеждена Надежда Шанталосова. – Если врачевание «в домашних условиях» гонореи или триппера может закончиться в печальном случае бесплодием, то сифилиса – инвалидностью и даже смертью. Обманывая других, больной сифилисом обманывает прежде всего себя.