Наверх

Как правильно вызвать «скорую», чтобы она приехала быстрее

29.01.2014 3102 Наш край
Казалось бы, чего проще: набирай известный каждому школьнику номер 103 и жди.

 
На самом деле у экстренной службы – своя «кухня», с которой журналиста «Нашего края» познакомили заведующий станцией скорой и неотложной медицинской помощи 
Рауф Гасанов и заместитель заведующего Галина Ковальчук. От того, насколько правильно вы будете действовать в неординарной ситуации, тоже зависит, как скоро к вам приедет «скорая помощь».
 
Если еще лет десять-пятнадцать назад на одну бригаду приходилось по четыре вызова в день, то сейчас нагрузка увеличилась до десяти, а то и двенадцати вызовов. Барановичи строятся, растут, станция скорой помощи обслуживает, помимо города, и район. Свою роль сыграло и распространение мобильной связи. Работники «скорой» работают с полной отдачей, однако без нашего с вами понимания особенностей будней экстренной службы не обойтись. 
 
«И где эта улица, и где этот дом?», или Памятка для пациента
 
Начнем с того, что звонить на единый номер 103 можно и с домашнего, и с мобильного телефона. Посчитал бы это замечание всем известной банальностью, но сам был свидетелем: бежит навстречу человек с мобильником в руках и спрашивает у меня, прохожего, как дозвониться до «скорой». Когда нервы на пределе, легко растеряться и забыть даже самые простые вещи.
 
Дозвонившись, вы услышите фразу автоответчика, сначала на русском, а потом на английском языке. 
 
– Если диспетчер свободен, он немедленно снимет трубку. Если принимает или передает вызов, звонок пациента автоматически ставится в очередь. Не волнуйтесь, как только диспетчер освободится, вас выслушают, – говорит Рауф Гасанов.
 
Когда трубку на другом конце провода подняли, слушайте внимательно своего компетентного собеседника и четко отвечайте на вопросы. От этого зависит, как быстро приедет бригада и какая: педиатрическая, реанимационная, фельдшерская.
 
– Бывает, люди удивляются: зачем столько вопросов? Но если вы не медик по образованию, самому определить состояние пациента вам будет трудно. Диспетчер по наводящим вопросам пытается это сделать, – объясняет Галина Ковальчук.
 
– Когда в газетах пишут о «скорой», то рассказывают, как правило, о врачах. Но наравне с ними трудятся и фельдшеры, о чем пациенты порой слышат впервые. Половина бригад у нас – фельдшерские, и это грамотные специалисты, владеющие навыками работы с современной аппаратурой, – добавляет Рауф Гасанов. 
Нажимать на телефонный рычаг можно только после того, как трубку положил диспетчер. Если больному стало хуже – перезвоните и объясните, что именно произошло. Возможно, ему уже требуется помощь не фельдшерской, а врачебной бригады.
 
Измерьте температуру, давление пациента, рекомендуют врачи. Это элементарно, однако поможет верно сориентироваться диспетчеру в ситуации.
 
Пока скорая помощь к вам едет, обеспечьте путь для эвакуации больного. Проверьте заранее, можно ли будет на вашей территории лавировать с носилками. 
 
– Допустим, у некоторых в прихожих, коридорах стоят старые стиральные машины, – говорит Рауф Гасанов, – пока бригада расчистит путь от подобного добра, уйдет уйма времени.
 
Позаботьтесь о том, чтобы специалистам не мешали домашние животные.
 
– Мы знаем, что для многих собаки и кошки – чуть ли не члены семьи, но нам они не помощники, – говорит Галина Ковальчук. 
 
В памяти работников станции скорой помощи свеж случай, когда кот спикировал со шкафа на голову их коллеге и атаковал, расцарапал лицо.
 
Если ваш дом нелегко отыскать – выйдите бригаде навстречу, чтобы автомобиль с ней не колесил в поисках нужного адреса. В кармане держите наготове мобильный – с вами могут связаться. 
 
Когда вызов поступает с другого адреса, «неотложка» вправе его не принимать. Случается, звонит сын из Минска: «Что-то у моей мамы болит голова, проверьте, всё ли у нее в порядке». Хотя и есть такое право, чуткий диспетчер всё равно не откажет, позвонит домой маме, проверит. Если никто не берет трубку, «скорая» выедет. И опять же, что  делать бригаде? Ломать двери? А мама в это время пошла за хлебом… Аналогичные случаи забирают бесценное время. 
 
Пока бригада в пути, приготовьте документы, подтверждающие личность больного, выписки со стационара, ЭКГ и другие медицинские бумаги, которые у вас есть.
– Мы видим больного в первый раз, а эти бумаги, которые люди часто теряют, позволят сделать нам ценные выводы. Например, как прогрессирует болезнь, стабильное состояние у пациента или ухудшилось, – поясняет заместитель заведующего.
 
Стоит подумать и о том, кто поможет донести больного до машины. Если бы речь шла о том, чтобы пронести больного несколько метров… На практике «носильщикам» приходится преодолевать этажи, разворачиваться на узких лестничных маршах – тут и четыре здоровых мужика кряхтят от натуги. А как быть хрупким женщинам, работающим на «скорой»? Если у врача, фельдшера весовая категория максимум 60 кг и они никогда не занимались тяжелой атлетикой, а у пациента вес за 70 кило, как справиться им со спортивным заданием? Самое поразительное, что находятся «джентльмены», которые вместо того, чтобы помочь в транспортировке своего же дедушки, говорят: «А чего это я должен? Вам за это платят – вы и несите!» Что остается делать? Искать добровольцев. Иной раз прохожий оказывался добрее к больному, чем его же родственник. Приходилось работникам «скорой», когда пациент оказывался тучным, обращаться за помощью в МЧС. В общем, в бригаде два-три человека, а ручек у носилок четыре.
 
Через сколько минут по нормам «скорая» должна приехать? 
 
– Есть вызовы экстренные и неотложные. Экстренные диспетчер передает бригаде максимум через четыре минуты, неотложные – в течение часа. Дальше – простая арифметика: к этому временному отрезку прибавьте до 15 минут на дорогу по городу и до 30-ти для района. Самая дальняя точка обслуживания находится более чем в 50 километрах от станции, – объясняет заведующий станцией скорой и неотложной медицинской помощи.
 
Так что в сумме может выйти больше часа – это значит, что диспетчер расценил вызов как неотложный, и действовал он строго по инструкции.
 
Добраться до некоторых точек города в часы пик непросто: утром и вечером, к примеру, на улице Тельмана могут образоваться пробки. Даже «маячок» не всегда панацея. Водители, уступите дорогу «скорой»! Ведь откуда вы знаете – может быть, в этот момент она спешит к вашей матери, супруге, дочери?
 
«Не думай о секундах свысока»
 
Слова из популярной песни могли бы послужить прекрасной рекомендацией для того, кто, не подумав дважды, набирает 103. Человек, который вполне в состоянии дойти до поликлиники, берет телефон и обращается в экстренную службу – так проще. Процент таких вызовов значительно вырос в последние годы. 
 
Во время эпидемии гриппа может случиться, что свободной бригады на станции нет – все на вызовах. И тут сочувствующие горожане вызывают «скорую» отдыхающим на скамейке после опорожненной бутылочки сорокаградусной. Тогда как в подобных ситуациях, если отдыхающий целехонек, нужно звонить по другому телефонному номеру – 102. Но ведь жалко же сердобольным…
 
– Если вам жалко этого человека, позвоните его родственникам (наберите последний номер в его мобильном) или отведите к себе домой. А мы, медики, всё равно вынуждены будем вызвать милицию, – говорит Галина Ковальчук. – Только вот наша бригада будет простаивать, дожидаясь приезда сотрудников правоохранительных органов, которые доставят пьяного в вытрезвитель. 
 
Вообще, любители питейного дела («Что вы – профессионалы!» – поправит кто-то) изрядно добавляют работы «скорой». То доведут себя до тяжелого нарушения сердечного ритма, что недалеко и до скорбного исхода, то к ним в гости черти наведаются. То жена, решив отомстить супругу, вызовет психиатрическую бригаду, а находящийся в добром здравии благоверный и заявляет подоспевшим медикам: «Она «скорую» вызывала – ее и лечите!»
 
Встречают специалистов, которые ежедневно спасают жизни, тоже по-разному. Пока одному врач оказывает помощь, собутыльник может слоняться поблизости, вязаться с неадекватными вопросами или сидеть рядом, двусмысленно поигрывая кухонным топориком.
 
– Никто не знает, когда такой субъект сорвется, – говорит Галина Ковальчук. – В подобных условиях, если для медика существует угроза жизни, он не имеет права работать. Пациент должен быть эвакуирован на безопасную территорию – такое есть у нас правило. Иначе врач пострадает – кто тогда и кому помощь оказывать будет?
С сожалением врачи смотрят и на молодых людей, которые ставят эксперименты над своим здоровьем.
 
– В последнее время к нам чаще стали обращаться пострадавшие от курительных смесей. Напишите еще раз: это опасные игры со своей жизнью, – настаивает Галина Федоровна. – Пусть молодые знают, что курение миксов может иметь далеко идущие последствия, вести к невынашиванию или врожденным уродствам у их будущих детей. А передозировка способна привести к смертельному исходу. Может, хоть это остановит?
 
Далеко не каждый вдумывается в сочетание слов «экстренная служба». 
 
– Приезжаем мы по вызову, а из ближайшей квартиры приходит соседка: измерьте давление и мне. Что вам, жалко? Или обращается с просьбой проверить тонометр – что-то он плохо стал работать… Не обижайтесь, но мы – экстренная служба и не можем позволить себе тратить время на подворовой обход, когда где-то, может быть, умирает человек, да и проверкой тонометров занимается «Медтехника», – говорит заведующий станцией скорой помощи.
 
Бабушки не всегда понимают, дуются: «Ах, раз так! Всё равно вас вызовем!» 
 
– В то же время среди бабушек есть самые благодарные наши пациентки. Возвращаются они домой из церкви или костела – непременно зайдут к нам на станцию и скажут спасибо за то, что мы когда-то помогли, – рассказывает Галина Ковальчук. – А одна горожанка и вовсе сюрприз устроила – в честь наших работников стихи читала!
 
Бывает и так. Человек позвонил на 103 и ожидает «скорую», смотрит в окно – а в соседнем дворе заветная машина. Но к нему никто в белом халате не торопится. 
– «Ясно, приехали к другому. Почему же потом не зашли ко мне, ведь рядом?» – недоумевают горожане. Всё очень просто: ведь машина должна как можно скорее доставить человека в больницу и не имеет права отклоняться от маршрута. Пусть даже дело минутное – в нашей работе это недопустимо, – объясняет Рауф Гасанов.
Люди его профессии знают истинную цену каждой секунды. Порой она может стоить человеческой жизни.
 
Имейте в виду
 
Если в силу форс-мажорных обстоятельств номер 103 не отвечает, имейте в виду – можно позвонить в другие экстренные службы – 101 или 102. У МЧС и милиции прямая связь со скорой помощью. 
 
КСТАТИ
За прошлый год на телефон барановичской станции скорой и неотложной помощи поступило 817 необоснованных вызовов. Нетрудно подсчитать, что на один месяц 
в среднем приходится 60–70 таких звонков. Не всегда это глупые шутки – человек без медицинского образования порой не может верно оценить состояние здоровья другого, и тревога оказывается ложной. Тех, кто злоупотребляет доверием скорой помощи и неоднократно беспокоит экстренную службу понапрасну, помогает вычислить
компьютер: все звонки фиксируются. Профилактической работой с такими «шутниками» занимаются правоохранительные органы.


  • Мы в социальных сетях: