В жизни есть большое множество ситуаций, с которыми взрослым сложно справиться самим. А что уж говорить о подростках, чья психика настолько неустойчивая и подвержена чужому влиянию. Часто они впадают в крайности. И это большая трагедия. Но как же предотвратить этот отчаянный шаг?
Педагог-психолог средней школы № 10 г. Барановичи Кулеш Яна Андреевна согласилась дать ответы на интересующие вопросы.
– Что может натолкнуть подростка на такой шаг?
– Суицидальные мысли и действия у подростков могут быть вызваны множеством факторов, и важно понимать, что это сложная проблема, которая требует внимательного подхода. Причинами подобных мыслей могут являться: психические расстройства, стрессовые жизненные события, буллинг, конфликты в семье, проблемы с самооценкой, а также если подросток видит, что кто-то из его окружения совершает суицид или говорит о нем, это может оказать влияние на его собственные мысли.
– Какие возрастные группы подростков наиболее подвержены суицидальным мыслям и попыткам?
– Суицидальные мысли и попытки могут возникать у подростков в разных возрастных группах, но, согласно статистике, более подвержены к суицидальным мыслям и попыткам подростки старшего возраста – 15-19 лет. В этот период многие подростки сталкиваются с серьезными эмоциональными и социальными изменениями, что может способствовать повышенному риску суицидальных мыслей.
– Что может указывать на то, что подросток думает о суициде?
– Важно обращать внимание на различные признаки, которые могут указывать на такие мысли: резкие изменения в настроении, отдаление от общения с друзьями и семьей, потеря интереса к деятельности, которая раньше приносила радость, резкое изменение привычек, например, ухудшение успеваемости в школе, изменение режима сна или питания. Стоит обратить внимание в случае частых высказываний о том, что жизнь не имеет смысла или что они никому не нужны. Подростки могут устроить подготовку к прощанию: подарки или прощальные письма, которые могут указывать на намерение уйти, прямые или косвенные высказывания о желании умереть или о том, как это сделать.
– Всегда ли подростки, планирующие самоубийство, подают какие-то сигналы? Чем могут помочь друзья, одноклассники, родители, учителя?
– Нет, не всегда. Однако многие из них могут демонстрировать определенные изменения в поведении, настроении или общении. Друзья, одноклассники, родители, учителя могут повлиять на состояние подростка, обеспечивая поддержку и внимание.
Следует проявлять искренний интерес к его чувствам и переживаниям.
Слушать без осуждения, показывать, что он не один. Замечать изменения в поведении, настроении, интересах.
Обратить внимание на выражение мыслей о безысходности или желании уйти из жизни.
Убрать или ограничить доступ к опасным предметам (лекарствам, острым предметам).
Не оставлять ребёнка одного в опасный момент.
Посоветовать обратиться к психологу или психотерапевту.
Говорить о том, что трудные времена проходят, и есть выход из ситуации.
Помогать ребёнку найти смысл и интересы в жизни.
Не оставлять ребёнка без внимания и поддержки.
– К кому обратиться за помощью?
– Первое лицо, к которому можно обратиться за поддержкой – родитель или доверительный взрослый. Важно говорить честно о своих чувствах и переживаниях. Психолог может провести консультацию, оказать эмоциональную поддержку и дать рекомендации. В случае невозможности сразу обратиться к специалисту, можно рассказать учителю или классному руководителю, чтобы они помогли найти выход и организовать помощь. Если мысли о суициде сильные или сопровождаются депрессией, необходимо обратиться к врачу-психиатру для оценки состояния и назначения лечения, также в любой момент можно обратиться на горячие линии психологической помощи.
– Как правильно поговорить с подростком, который, возможно, думает о суициде? Каких фраз следует избегать?
– Общение с подростком, который может думать о суициде, требует особой деликатности, поддержки и внимательности. Проявляйте искренний интерес и сочувствие, создавайте безопасное пространство для откровенности, выражайте свою заботу и поддержку, поддерживайте открытость и слушайте без осуждения, объясняйте, что помощь есть и она доступна.
Фразы, которых следует избегать:
«Не думай об этом» или «Это глупо» – такие слова могут заставить подростка чувствовать себя непонятым или отвергнутым.
«Ты просто ищешь внимания» или «Это неправда» – умаление его чувств.
«Все такое проходят» или «Это пройдет» без поддержки – минимизация проблемы.
«Ты сам(а) виноват(а) в этом» – обвинения ухудшают ситуацию.
«Ты сильный(ая), справишься сам(а)» – хотя кажется хорошим мотиватором, иногда это создает давление.
– Какую помощь может оказать школьный психолог в случае суицидальных мыслей у подростка?
– Помощь школьного психолога может быть многогранной и включать разные направления, такие как: создание безопасной и доверительной атмосфер, выявление и оценка степени риска, обеспечение эмоциональной поддержки, информирование и просвещение (расскажет о том, что такие мысли бывают у многих людей, и это не приговор; объяснит, что есть способы справиться с кризисом), дает рекомендации по дальнейшим действиям, совместно с подростком составит план действий в кризисной ситуации (например, список людей, к которым можно обратиться за помощью), проводит консультации с родителями для повышения их понимания ситуации и обучения тому, как правильно поддержать ребёнка.
Благодарим Яну Андреевну за то, что ответила на вопросы. Теперь вы знаете, что стоит делать в подобных обстоятельствах, и возможно, это поможет кому-то принять правильные решения.
Татьяна Николенко, учащаяся 11 «П» класса средней школы № 10 г. Барановичи