Много мастеровитых людей оказывают населению нашего города и района разные услуги. Местные газеты и подъезды домов пестрят объявлениями, которые предлагают установку новых окон и дверей, перетяжку мебели, ремонт бытовой техники…
Кому довериться, чтобы легко и быстро решить свою проблему?
Одни граждане «бросаются в воду, не зная броду» – без колебаний звонят по первому попавшемуся номеру, вызывают мастера на дом и устно договариваются о выполнении заказа. Другие, чтобы не попасть впросак, предварительно наводят справки о деловой репутации умельца в налоговой инспекции и лишь затем заключают договор по всем правилам. Как ни прискорбно, но суровая проза жизни подсказывает, что клиент в любом случае рискует столкнуться с недобросовестным исполнителем заказа.
В октябре прошлого года горожанка Ирина К. решила заменить в своей квартире антресоли. Долго заниматься поиском подходящего мастера не пришлось. Женщина на сто процентов была уверена, что с этой задачей великолепно справится Виталий С.
Уверенность женщины гнездилась не на пустом месте. Лет шесть назад, когда Ирина Александровна решила обновить свою старую кухонную мебель, именно этого индивидуального предпринимателя порекомендовал ей в работники знакомый. Встретились заказчик с мастером, обговорили все нюансы сделки, составили договор. Ирина внесла предоплату в размере 300 евро, а остальную сумму обязалась уплатить по окончании работ.
– Не хочется возводить на Виталия Валентиновича напраслину, мастер он действительно толковый – работу выполнил тогда качественно и в срок, чем порадовал меня безмерно, – рассказывает Ирина К. – Потому и обратилась к нему снова. Он охотно откликнулся. Заключили соответствующий договор, я внесла 600 тысяч рублей предоплаты и стала ожидать исполнения заказа. Однако уже февраль за окном, а работник мой до сих пор даже не позвонил. На мои телефонные звонки не отвечает. Один раз, правда, удалось «поймать» его по мобильнику, но Виталий Валентинович казалось, словно с Луны упал: «А кто это? А когда это?» Какой-то неадекватной показалась мне его речь. Может, у него проблемы со здоровьем возникли? Может, другая какая причина имеется? Хоть бы позвонил, объяснился…
Автору данных строк из налоговой инспекции сообщили, что Виталий С. в реестре индивидуальных предпринимателей зарегистрирован, специализируется на изготовлении мебели, однако уже давно не перечисляет налоги и на телефонные звонки инспекторов не отвечает. Предприняты попытки письменно уведомить его о необходимости отчитаться за свою деятельность и погасить имеющиеся долги перед заказчиками и налоговым органом.
Такие вот получаются антресоли – щи без капусты и фасоли. Трудно сказать, на что рассчитывают Виталий С. и ему подобные предприниматели, для которых заключенные с заказчиками договоры ничего не значат. Имея на руках этот документ, Ирина К. и другие потерпевшие, следуя рекомендациям общества защиты прав потребителей, могут обратиться в суд и в принудительном порядке обязать своих недобропорядочных исполнителей возместить моральный и материальный вред.
– Почему я до сих пор этого не сделала? Просто теплится еще надежда, что Виталий Валентинович все же извинится и выполнит взятые на себя обязательства, или вернет деньги. Не совсем же он потерял совесть.
На примере этой банальной истории с антресолями вывод напрашивается один: чтобы не пришлось искать своего подрядчика днем с огнем, работай с ним без денежных авансов, по факту выполненных работ. Утром стулья, как говорил один колоритный литературный персонаж, а вечером – деньги. А если финансы его поют романсы и он категорически не согласен на таких условиях засучивать рукава, то и связываться с такими мастерами, право, не стоит.
Николай ХУДЕНКО.