Масштабный ремонт в конце позапрошлого месяца затеяла в своем частном домике пенсионерка Тамара Алексеевна.
А дочь Татьяна вызвалась матери помочь – на себя взяла большую часть финансовых расходов и нюансы этого хлопотного дела. Что в итоге получилось? Читайте, анализируйте и делайте выводы.
Сразу прямо скажем, что прорабом Татьяна оказалась неважным. Объем работ наметила внушительный (внутренние стены общей площадью около 130 квадратов гипсокартоном обшить, обои поклеить, откосы на пяти окнах сделать, выровнять полы для постилки ламината, кухню и коридор оштукатурить под новую плитку, снаружи домик отделать сайдингом), а поиском толковых работников, заключением с ними подрядного договора утруждать себя не стала.
«Знаю троих мастеровитых парней, – сказала сестра Татьяне. – Они делали дома у меня ремонт и неплохо справились со своей задачей».
Татьяна без колебаний пригласила этих умельцев, обсудила с ними порядок выполнения работ и условия оплаты труда.
Сорвав выгодный заказ, подрядчики улыбнулись, распрямили плечи: «Все сделаем вам по первому классу – комар носа не подточит. Знаете, сколько мы в России объектов под ключ сдали – больше чем звезд на небе! И сантехнические работы, и по части электричества, если что надо, сделаем на «пятерочку».
И работа закипела – Сергей Д., Дмитрий Г. и Денис Л. засучили рукава. Не имея строительного опыта, Татьяна особо не присматривалась, что и как делают работники. Рассчитывалась с ними поэтапно, по факту сделанного и всего уплатила 20 миллионов рублей. Деньги, согласитесь, немалые.
– Не скажу, что работнички мои выбивались из сил – то и дело приходилось их подстегивать: «Идите работать! Не сидите!» К стенам претензий у меня нет, уложены плиты аккуратно, но обои поклеены небрежно – не соблюдали строители совпадение рисунка, – рассказывает Татьяна. – Откосы, как подсказали мне чуть позже настоящие мастера, получились кривые.
Присмотрелась – так и есть. Но больше всего мои подрядчики с полом накосячили: положили снизу сырой материал, брусья те заплесневели, и в комнатах появился устойчивый неприятный запах, полетела мошкара.
Высказала я им свои претензии, потребовала устранения брака, так они обиделись и вовсе исчезли. Звоню, прошу: “Доделайте работу: выровняйте хотя бы откосы, штукатурку стен в коридоре и кухне до конца доведите» – безрезультатно. Сначала они ссылались на то, что заняты новым заказом, обещали через два дня устранить свои недоделки, а потом и вовсе перестали отвечать на мои телефонные звонки…
На момент нашей беседы Татьяна очень сожалела, что поверила своим работникам на слово, не оформила с ними соответствующего договора. Имея на руках такой документ, легко можно в судебном порядке решить все спорные вопросы, взыскать с нерадивых подрядчиков компенсацию за причиненный моральный и материальный вред. Тем не менее женщина не теряла надежды поквитаться с бракоделами.
– Решила я пожаловаться в налоговую инспекцию, – говорит Татьяна. – Когда Сергей, старший из моих работников, узнал об этом, тут же стал названивать и угрожать мне. Дескать, что ж ты, если такая умная, с нами договор не заключила? Знаю я, мол, где ты работаешь, жди теперь неприятностей. И обещание подмочить мою деловую репутацию сдержал.
В тот день я с директором своего предприятия разговаривала, а тут снова позвонил Сергей. Зная о намерениях этого парня, я включила мобильник на громкое прослушивание.
А мой абонент и заявляет: «Ты мне палки в колеса ставишь, и я тебе поставлю – позвоню вот твоему директору и скажу, что ты на комбинате продукты воруешь. И доказывай потом, что ты не верблюд».
Его слова директор хорошо слышала, может подтвердить. Пока не решила я, может, и подам в суд за клевету – парень совсем ведь потерял совесть…
Автору этих строк удалось связаться с Сергеем Д.
– Сергей, если человек нелегально занимается предпринимательством, то, по логике, ему нет резона ссориться с заказчиком. Он, согласись, вдвойне должен стараться, чтоб клиент остался доволен, не жаловался на качество выполненной работы. А вы, получается, накосячили, взяли большие деньги, да еще и угрожаете клиенту, упрекаете его в незаключении договора. Как это понимать? Может, встретимся в редакции и вы скажете хоть несколько слов в свое оправдание, если не чувствуете за собой вины?
Сергей, сославшись на большую занятость, от встречи отказался, посоветовал побеседовать с Татьяной. Дескать, пусть она вам честно расскажет, как все было, а заодно и пояснит, откуда у нее так много денег, а на сухой материал для пола поскупилась – пришлось покупать сырой.
Не думаю, что строители подсматривали в замочную скважину, как хозяйка считает в потемках свои несметные капиталы. Да и не о происхождении капиталов, собственно, речь. Но именно такой ответ услышал автор от обиженного парня.
Меж тем городская налоговая инспекция рассмотрела заявление Татьяны и сообщила ей недавно о принятых мерах.
«В ходе проведенной проверки, – цитирую данный заявительнице ответ, не указывая на первый раз полные имена нелегальных подрядчиков, – были установлены факты занятия незаконной предпринимательской деятельностью гражданами Сергеем Д., Дмитрием Г. и Денисом Л., выполнявшими работы по указанному вами адресу.
В связи с отсутствием сведений о систематическом занятии ими предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, вышеуказанным гражданам вынесено официальное предупреждение об ответственности за данное правонарушение и предъявлен к уплате единый налог в пятикратном размере – в сумме 3 200 000 рублей каждому».
Николай ХУДЕНКО.