Наверх

«Попадаются» даже банковские работники. Как мошенникам удается обманывать самых бдительных людей

24.08.2022 463 Наш край

Перед тем как подобраться к жертве, мошенники проводят подготовительную работу. В чем она заключается, почему люди попадаются на уловки и что важно помнить, чтобы этого не произошло, рассказал Никита Абрамович, старший оперуполномоченный группы по противодействию киберпреступности Барановичского ГОВД.
 
По статистике, в большинстве случаев жертвы мошенников теряют свои сбережения не потому, что хакеры взламывают их счета. Чаще всего владельцы банковских карт сами сообщают мошенникам их полные реквизиты, включая номер, срок действия, трехзначный CVV/CVC-код, а также пароли и коды из СМС, которые банки присылают для подтверждения операций. Важно понимать, что в случае, если человек сам передает мошенникам свои данные, банк не обязан возвращать ему похищенные деньги.

Так как же злоумышленникам удается настолько прочно втереться в доверие своих жертв? Ведь среди пострадавших нередко встречаются довольно образованные, грамотные люди. Некоторые сами работают в банковской сфере.

Дело в том, что мошенники представляются теми, от кого люди не ждут подвоха: сотрудниками банков, налоговой службы, юридических контор и других официальных организаций.

– Даже был случай, когда меня пригласили выступить перед учащимися одного из учебных заведений города, рассказать о том, как обезопасить себя, привести примеры, как мошенники могут обмануть жертву. А вскоре после выступления люди, которые присутствовали на нем и внимательно слушали, пришли в милицию уже как потерпевшие, – говорит Никита Абрамович. – Такие примеры в первую очередь указывают на то, что со своими персональными данными нужно обращаться очень аккуратно и не сообщать их никому. Во-вторых, свидетельствует о том, что профилактическая работа по противодействию преступности в сфере высоких технологий должна проводиться постоянно.

А еще перед тем, как непосредственно приступить к общению с жертвой, киберпреступники проводят подготовительную работу: стараются собрать о человеке как можно больше информации. Чаще всего используют для этого фишинговые сайты или покупают готовые информационные базы с персональными данными, которые утекли в сеть.
 
Конечно, этой информации недостаточно, чтобы сразу украсть деньги. Но вполне хватит для того, чтобы начать разговор и усыпить бдительность.
 
Когда махинаторы обращаются к людям по имени и отчеству, сами называют номер карты или другие конфиденциальные данные, кажется, что они действительно представляют знакомую организацию или человека.
 
Еще одна способность мошенников, которая зачастую вводит в заблуждение и заставляет верить, – это умение виртуозно маскироваться. Они могут подменить номер, с которого звонят или присылают сообщение. С помощью специального программного обеспечения скрывают настоящий номер, а у человека на экране во время их звонка отображается, например, знакомый телефон банка. Подделывают документы: с помощью фотошопа преступники создают фейковые налоговые уведомления, квитанции о штрафах, счета за квартиры и присылают их на домашний адрес, по СМС или электронной почте. Если человек оплатит такое уведомление, все деньги уйдут к мошенникам. Копируют сайты банков, микрофинансовых организаций, страховых компаний, популярных онлайн-магазинов, а также порталы объявлений и платежные страницы. Мошенники рассчитывают, что пользователь либо сразу переведет деньги на их счет, либо оставит конфиденциальные данные своей банковской карты.

– Самый главный вывод, который следует из всего этого – каждому необходимо четко уяснить: что бы ни говорил человек, который звонит с какого бы то ни было номера, даже самого знакомого, который при этом определяется в телефоне, ни в коем случае нельзя называть данные своей карты, – подвел итог Никита Абрамович, старший оперуполномоченный группы по противодействию киберпреступности Барановичского ГОВД.

Наталья СМИРНОВА

Подписывайтесь на наш телеграм-канал!



  • Мы в социальных сетях: