«Такси на Дубровку заказывали?»
Прочитав заголовок данной публикации, поклонники советского кинематографа наверняка улыбнутся, вспомнив обстоятельства рождения этой крылатой фразы.
Кто подзабыл, напомним: пока Михал Иваныч запрягал своего железного коня «в шашечку», чтобы подбросить Семена Горбункова в Дубровку, шустрый Лёлик опередил «старшого лэйтэнанта» милиции – «бэз шуму и пыли» доставил пассажира в нужное место.
Под флагом «командиров»
Какое отношение к статье имеет упомянутый эпизод из «Бриллиантовой руки»? Самое прямое. Многие наши горожане, сами того не подозревая, уже оказывались на месте Семена Семеныча Горбункова.
– Невероятность этой метаморфозы заключается в том, – говорит начальник отдела оперативно-контрольной работы ИМНС по городу Барановичи Виктор Новогран, – что под видом легально работающего водителя такси по заказу клиента может приехать человек, не имеющий права заниматься данным видом предпринимательской деятельности, или, как окрестили в народе таких ловкачей, таксист-нелегал, «левак». Причем, что характерно, пассажир зачастую без малейших подозрений садится в поданную карету: таксофон, желтые номера, «шашечки» – все на своих местах. А может этих атрибутов легального перевозчика и не быть – прибудет к вам обыкновенный, ничем внешне не примечательный автомобиль…
За три месяца текущего года Виктор Новогран и его коллеги выявили десять фактов нелегальных перевозок: дважды «леваки» обслуживали пассажиров под флагом службы такси «Командир», трижды от имени «Лидера», четырежды сработали по вызову «Кареты».
Всем водителям, допустившим нарушение впервые, сотрудники налоговой инспекции вынесли предупреждения о незаконности предпринимательской деятельности и обязали уплатить единый налог в размере 90 рублей 85 копеек. Одного из нелегальных таксистов, маскировавшегося под работника «Лидера», в нарушении закона изобличили дважды – он привлечен к административной ответственности: материалы проверки направлены в Экономический суд Брестской области, правонарушителю грозит штраф до 100 базовых величин и конфискация транспортного средства.
Неравная конкуренция
Как же, спросите автора, такое происходит и почему?
Сей хитрый ларчик, уважаемый читатель, открывается просто. В нашем городе различных служб такси хоть пруд пруди – «Командир», «Лидер», «Карета», «Главная дорога», «Радон», «Карат», «Гарант»… А вот пользователей такого рода услуг негусто. Вот некоторые из операторов, норовя обскакать конкурентов, и переадресовывают заказы своих клиентов водителям-нелегалам, с которыми сотрудничают тайно на взаимовыгодных условиях.
– Обидно, конечно, ведь «леваки» эти, по сути, отбирают у нас и без того скудную горбушку, – признается Анатолий С., работающий водителем такси на законных основаниях. – Операторы, заключающие с нами договор, ведут себя непорядочно. Ведь мы из-за этой теневой схемы можем и день простоять на площади без единого вызова клиента, ничего не заработав в итоге. Бывали месяцы, когда я даже в «минусах» оставался, учитывая обязательные расходы. А их набегает в среднем за месяц на сумму около 300 рублей: оплата лицензии, допуска механика и врача перед выездом на линию, страховки на пассажира и такси, техосмотр автомобиля (два раза в год), отчисления в ФСЗН, подоходный налог, топливо, ремонт машины.
Кроме того, каждому из легальных водителей такси пришлось выложить по 400 рублей за СККО (систему контроля кассового оборудования), установка которой в такси с лета прошлого года обязательна. И, разумеется, платим еще своему оператору, с которым заключен договор найма: 50 копеек за один вызов клиента. Но «левак» для оператора предпочтительнее – не неся больших ежемесячных расходов, нелегал вполне может отстегнуть оператору и рубль, и полтора рубля. В любом случае он свое наверстает…
Нелегалам – короткий поводок!
Сами собой напрашиваются резонные вопросы: какой же службе такси отдать предпочтение? Как распознать и привлечь к ответственности «левака», который уклоняется от уплаты налогов, подвергает опасности здоровье и жизнь пассажиров?
Чтобы найти ответы, желательно зайти в интернет, ознакомиться с отзывами пассажиров, которые уже испытали на себе сервис всех барановичских операторов такси. Много, уверяю вас, полезных и интересных вещей там найдете. Взять, к примеру, хотя бы такие отзывы:
«Вызывала такси, а приехал какой-то арендный автомобиль: без плафона на крыше, без желтых номеров и наклеек по бортам. Не придала этому значения, так как спешила на вокзал. Мало того, что в машине грязно, так еще в конце поездки водитель назвал сумму – 65 тыс. рублей (неденоминированными деньгами). И это за расстояние от кинотеатра «Октябрь» до Полесского вокзала!
Попросила выдать чек и выслушала о себе столько… Таксометра не оказалось, минут 10 таксист выдавал мне чек на допотопном кассовом аппарате. Потом еще минут 20 мы с ним заполняли какой-то договор. Чуть не опоздала на поезд. Впечатления остались самые «яркие». Где только ИМНС и транспортная инспекция?..»
«Заказала такси за 40 минут до поезда. Прождала 25 минут и перезвонила диспетчеру – никто не поднял трубку. Побежала на поезд пешком по лужам и с чемоданами. СМС-сообщение о подаче машины к моему подъезду пришло тогда, когда я сидела в вагоне и поезд уже тронулся. Я за то, чтобы таких операторов лишали лицензий…»
Если вы уже пользовались услугами одного оператора и остались довольны, менять лошадей на переправе, пожалуй, не стоит – оставайтесь верными проверенному и надежному партнеру. Однако в то же время не теряйте бдительности: практика оперативно-контрольной работы сотрудников налоговой инспекции убеждает, что как раз «левак» и подается в тот самый момент, когда клиент уже расслабился и не ожидает никакого подвоха.
– В любом случае требуйте включения таксометра и выдачи чека по окончании поездки, – советует Виктор Новогран. – А если водитель такси противится вашему требованию, не робейте – вызывайте милицию, набирайте номер 102. Только общими усилиями мы сможем поднять качество услуг такси всех операторов в нашем городе на достойный уровень…
Николай ХУДЕНКО.