Электрический ток невозможно увидеть визуально: у него нет ни цвета, ни запаха. Невооруженным глазом обычный человек не сможет отличить ВОЗДУШНУЮ линию 220 В от линии в 10 000 В. А на железной дороге большую часть составляют электроустановки и воздушные линии напряжения более 1000 В. На объектах инфраструктуры железной дороги присутствуют два рода тока: постоянный и переменный.
У переменного тока напряжение в контактном проводе составляет 27 500 Вольт. Это огромная величина. Если дома в розетках напряжение составляет 220 В и в случае прикосновения к неисправной электропроводке можно получить сильный ожог, то учитывая огромное напряжение в контактной сети, смертельную травму можно получить, даже не касаясь контактного провода, достаточно приблизиться к нему на расстояние менее 2 метров.
Что же касается постоянного тока, то человеческое тело менее чувствительно к нему. Его воздействие ощущается при 12‒15 мА. Toк 20‒25 мА вызывает незначительное сокращение мышц рук. Только при токе 90—110 мА наступает паралич дыхания. В проводах контактной сети постоянного тока уровень напряжения равен 3 300 Вольт. Это немного меньше, чем у переменного тока, однако основная его опасность — это электрический удар, при котором поражается весь организм. Смерть наступает от паралича сердца или дыхания, а иногда от того и другого одновременно. Поэтому все вагоны, стоящие на путях под контактным проводом, уже являются зоной повышенной опасности, и подниматься на крышу вагонов — значит заранее обрекать себя на мучительную гибель. Нужно обязательно помнить, что человеческий организм поражает не напряжение, а величина тока. При неблагоприятных условиях даже низкие напряжения (30‒40 В) могут быть опасными для жизни.
Во избежание поражения электрическим током КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
• приближаться к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;
• подниматься на крыши вагонов, локомотивов;
• прикасаться к электрооборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы;
• подниматься на крыши зданий и сооружений, расположенных под проводами, на металлические конструкции железнодорожных мостов;
• приближаться к оборванным проводам, независимо от того, касаются они земли или нет, на расстояние менее 8 метров;
• открывать двери электроустановок.
Меры безопасности при прохождении скоростных поездов
Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100‒120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.
• Никогда не перебегайте через пути перед близко идущим поездом!
• При нахождении на пассажирской платформе внимательно следите за объявлениями по громкоговорящей связи, звуковым и световым оповещениям. Вас заблаговременно оповестят о приближении скоростного пассажирского поезда и о запрещении нахождения в опасной зоне. Услышав объявление о проследовании скоростного пассажирского поезда, необходимо отойти от края платформы на безопасное расстояние (не менее 2 м) за линию безопасности.
• Железнодорожные пути необходимо переходить только в установленных местах, пользуясь пешеходными мостами, тоннелями, переездами, оборудованными пешеходными переходами, при этом внимательно следить за световой и звуковой сигнализацией о приближении скоростного пассажирского поезда.
• Переходить пути по железнодорожным переездам можно только при открытом шлагбауме.
• На всем протяжении линии движения скоростного пассажирского поезда запрещается перелезать через защитные ограждения пути. Не нарушайте установленных правил, оберегайте себя и других от несчастных случаев. Не проходите мимо детей, нарушающих правила поведения на объектах железнодорожного транспорта и подвергающих опасности своё здоровье и жизнь, не допускайте несанкционированного нахождения детей в зоне движения скоростных поездов.
Правила безопасности граждан на железнодорожном тpaнcпopтe
Запрещается:
• проезжать па крышах, подножках, переходных площадках вагонов; производить посадку и высадку на ХОДУ поезда;
• высовываться ив окон вагонов и дверей тамбуров по ходу поезда;
• оставлять детей без присмотра на посадочных платформах и в вагонах;
• выходить из вагона на междупутье и стоять там при проходе встречного поезда;
• прыгать с платформы на железнодорожные пути;
• устраивать на платформе различные подвижные игры;
• бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки;
• подходить к вагону до полной остановки поезда;
• запрещается на станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь;
• запрещается проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, неспециализированным для перехода пешеходов;
• запрещается переходить через железнодорожные пути перед близко стоящим поездом;
• запрещается переходить путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии поезда встречного направления;
• игры детей на железнодорожных путях запрещаются;
• запрещается подниматься на электроопоры;
• нельзя приближаться к лежащему на земле электропроводу ближе 8 метров;
• запрещается проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса;
• ходить в районе стрелочных переводов, так как это может привести к травме.