Строительство относится к базовым отраслям экономики Беларуси, где решаются жизненно важные задачи развития производственной и непроизводственной сфер, обеспечения граждан жильем и социально значимыми объектами (школы, детские сады, поликлиники, больницы, магазины и т.д.). От эффективности работы строительного комплекса во многом зависит экономический рост страны.
Современная Беларусь – территория масштабных строек. Архитектурный облик страны украшают новые объекты культуры, здравоохранения и спорта, жилищные кварталы, промышленные предприятия. За последние годы успешно реализованы проекты, которые по праву можно назвать визитной карточкой Брестской области: реконструкция мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», реконструкция усадьбы Рейтанов в Грушевке, реконструкция Косовского дворца Пусловских, Западный обход в г. Бресте, многофункциональный спортивный комплекс «Импульс» в г. Иваново, поликлиника №5 и детская поликлиника №3 в г. Бресте, средняя школа №1 в г. Барановичи и многие другие.
Ежегодно по Брестской области строители возводят тысячи квадратных метров жилья (группы многоквартирных жилых домов и кварталов индивидуальных и многоэтажных жилых застроек по всей Брестской области).
Строительство – создание (возведение) зданий, строений и сооружений. Продукцией строительства является законченные и подготовленные к вводу в эксплуатацию новые или реконструированные здания и сооружения.
Качество строительства – это проблема комплексного характера и для ее решения необходимо, чтобы все участники строительного процесса (проектировщики, заказчики и подрядчики), без которых было бы невозможным надежная эксплуатация, долговечность возводимых зданий и сооружений, безопасность для людей и экономичность при эксплуатации, соблюдали обязательные требования нормативных документов.
Требуемое качество строительства здания должно обеспечиваться строительными организациями путем тщательного соблюдения технологии выполнения работ и осуществления эффективного контроля на всех стадиях создания строительной продукции.
В соответствие с Законом Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 05.07.2004 г. № 300-З, контроль и надзор в области строительной деятельности возложен на органы государственного строительного надзора, являющиеся составной частью системы государственного регулирования строительной деятельности на территории Республики Беларусь.
Главной задачей органов государственного строительного надзора является контроль и надзор за соблюдением участниками строительной деятельности требований эксплуатационной надежности и безопасности возводимых и реконструируемых зданий и сооружений, соблюдением установленного порядка строительства всех объектов независимо от назначения, формы собственности, источников финансирования и способов строительства, за исключением объектов дачного и садоводческого строительства, объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, а также объектов и видов работ подконтрольных другим органам государственного надзора в соответствие с законодательством Республики Беларусь.
Согласно постановлению Совета Министров от 29 ноября 1999 г. № 1860 «Об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь», регистрации в органах Госстройнадзора подлежат объекты строительства 1-4 классов сложности. Регистрация объектов производится по уведомительному принципу в соответствие с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08 мая 2018 г. № 343 «О порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ». Уведомление о начале производства строительно-монтажных работ может быть направлено заказчиком, застройщиком, генеральным подрядчиком при строительстве объектов «пол ключ», инженерной организацией при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельности. Со дня, следующего за днем направления уведомления в установленном порядке, субъект хозяйствования сможет начинать свою деятельность в части производства строительно-монтажных работ на объекте строительства.
Органами Госстройнадзора на подконтрольных объектах строительства осуществляется строительный надзор в форме мониторинга, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также административной процедуры по выдаче заключения при приемке объекта строительства в эксплуатацию.
Мониторинг объекта строительства проводится для внеплановой оперативной оценки фактического состояния объекта и условий деятельности участников строительства. По результатам мониторинга составляется аналитическая (информационная) записка, в которой отражаются нарушения требований проектной и нормативной документации в выполненных строительно-монтажных работах, замечания по обустройству строительной площадки, ведению технического и авторского надзора, ведению исполнительной документации и выдаются участникам строительства рекомендации к устранению недостатков. Контроль за устранением нарушений, выявленных в ходе проведения мониторинга объекта строительства и отмеченных в рекомендациях, осуществляется при последующем мониторинге, либо при осуществлении административной процедуры по выдаче заключения о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта строительства.
К мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера относят осмотр объектов строительства на предмет соответствия требованиям эксплуатационной надежности и безопасности и соблюдения установленного порядка строительства. По факту обнаруженных нарушений путем визуального осмотра, с использованием при необходимости средств измерения, проверки проектной, технологической и исполнительной документации участникам строительства (заказчикам, подрядчикам, организациям, осуществляющим технический и авторский надзор), допустившим нарушения, составляется акт осмотра, выдается требование (предписание) об устранении выявленных нарушений в установленный срок.
Так как мероприятия технического (технологического, поверочного) характера имеют предупредительно-профилактическую направленность, в случае выполнения в установленный срок субъектом требований (предписаний) об устранении нарушений, меры ответственности за данные нарушения в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются.
При неустранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно, применяются меры административного воздействия в соответствии со статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
При осуществлении административной процедуры по выдаче заключения на предмет соответствия объекта строительства, в том числе очередей строительства, пусковых комплексов, проектной документации разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности.
Выдача заключения осуществляется в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 г. № 716 «Об утверждении положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства» по объектам, зарегистрированным в инспекции.
Соответствие принимаемых в эксплуатацию объектов проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности должно подтверждаться заключениями государственных органов (их структурных подразделений), органами государственного надзора, выдаваемыми в пределах их компетенции в соответствии с законодательством. При этом органы государственного строительного надзора выдают свое заключение с учетом наличия заключений по данному объекту других органов государственного надзора.
Срок осуществления административной процедуры – 15 дней. Срок действия заключения – бессрочно.
Подводя итог, вся система правового порядка в строительстве, надзор за которой возложен на органы Государственного строительного надзора, направлена на заинтересованность субъектов хозяйствования в формировании качественной готовой строительной продукции, соответствующей всем требованиям проектной документации и техническим нормативным правовым актам, защиту интересов потребителей готовой строительной продукции.
Барчина И.В., государственный строительный инспектор Барановичского зонального отдела