В настоящее время участились случаи звонков на мобильные номера от сотрудников банков, операторов мобильной связи, сотрудников правоохранительных органов, которые под вымышленным предлогом пытаются уточнить паспортные данные. При этом в случае отказа предоставить такую информацию угрожают приездом сотрудников милиции.
Способы обмана пожилых граждан, особенно одиноких, различны. В последние годы хищения путем обмана или злоупотребления доверием граждан пожилого возраста стали совершаться также с использованием информационных технологий, на удаленном расстоянии от потерпевшего. Данные преступления сложны в раскрытии, так как в силу преклонного возраста многие потерпевшие не могут детально описать внешность преступников и составить их субъективный портрет либо опознать по имеющимся учетам.
Напомним, какие же существуют виды мошенничеств:
- спекуляция на вопросах здоровья;
- «гадалки»;
- «социальные работники»;
- «дай позвонить!»;
- «мама, я попал в ДТП!»;
- «SMS-мошенничества»;
- «для вас есть выплаты от государства, говорите номер карты»;
- «На вас оформили кредит, с вашего счета пытались перевести денежные средства»;
- фейковые интернет-магазины (никаких предоплат);
- «вы стали обладателем выигрыша».
Схемы мошенников постоянно меняются, а их приемы и методы убеждения совершенствуются с каждым годом.
Необходимо помнить: представители банков и правоохранительных органов не используют мессенджеры для общения с гражданами и никогда не спрашивают персональные данные, не просят совершать переводы с ваших карт.
Подготовила Наталья СМИРНОВА