Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь рассмотрело обращения индивидуальных предпринимателей по вопросам использования кассового оборудования и сообщает следующее.
Порядок использования кассового оборудования регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» и утвержденным им Положением об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа (далее – Положение № 924/16).
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 07.04.2021 № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» предусмотрено расширение перечня случаев, когда использование кассового оборудования обязательно. Так, с 10 октября 2021 г. использование кассового оборудования обязательно в том числе при торговле непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах на рынках, осуществлении разносной торговли плодоовощной продукцией.
В соответствии с пунктом 17 Положения № 924/16 не допускается использование кассового суммирующего аппарата в случаях, если модель (модификация) кассового аппарата не включена в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр). Порядок включения кассового оборудования в Государственный реестр определен Положением о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2002 № 738. В соответствии с названным положением до включения модели (модификации) кассового оборудования в Государственный реестр проводятся испытания и экспертиза на соответствие образца кассового оборудования установленным требованиям государственных стандартов.
Требования к кассовому оборудованию определены в государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 1364.0-2015 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия» (далее – СТБ 1364.0-2015). В соответствии с подпунктом 5.3.14 пункта 5 СТБ 1364.0-2015 кассовые суммирующие аппараты должны обеспечивать беспрерывную работу в эксплуатационном режиме не менее 16 часов в сутки. Портативные кассовые суммирующие аппараты (наиболее популярный вид кассового оборудования у индивидуальных предпринимателей) при работе от встроенного аккумулятора должны обеспечивать печать не менее 200 чеков средней длины (по 4 продажи в чеке) в течение 8 часов.
В подпункте 5.3.22 «Требования стойкости к внешним воздействиям» пункта 5 СТБ 1364.0-2015 определено, что вид климатического исполнения кассового суммирующего аппарата должен соответствовать ГОСТ 15150. Согласно требованиям ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды», любой носимый портативный кассовый суммирующий аппарат (т.е. имеющий возможность автономной работы, и масса которого не превышает 1,5 кг) может работать в климатических условиях как минимум при температуре окружающей среды от минус 10 до плюс 45 градусов Цельсия.
Таким образом, исходя из установленных требований (характеристик) к портативным кассовым суммирующим аппаратам, включённым в Государственный реестр, не усматриваются проблемы обеспечения работы кассового оборудования в местах, где постоянно отсутствует электроэнергия, а также в осенне-зимний период в условиях низких температур воздуха. При наличии фактов несоответствия отдельных единиц кассового оборудования установленным требованиям просим сообщать о таких инцидентах в МНС и Госстандарт.
Одновременно сообщаем, что пунктом 35 Положения № 924/16 предусмотрены случаи, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществлять прием наличных денежных средств без использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов. В соответствии с подпунктом 35.1 пункта 35 к таким случаям относится ремонт кассового оборудования или временное отсутствие электроэнергии. При этом, в случае если кассовый суммирующий аппарат находится в ремонте, то у субъекта хозяйствования должен быть документ центра технического обслуживания и ремонта кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин, обслуживающего данный кассовый суммирующий аппарат, подтверждающий, что кассовый суммирующий аппарат находится в ремонте. Норма о временном отсутствии электроэнергии может применяться при временном отсутствии электроэнергии. При постоянном отсутствии электроэнергии положения подпункта 35.1 пункта 35 не применяются.
В целях выполнения требований законодательства субъекты хозяйствования могут обратиться к производителям кассового оборудования с предложением о доработке кассового оборудования до необходимых параметров, позволяющих работать в осенне-зимний период, а также при отсутствии электроэнергии.
Кроме того, в настоящее время есть возможность использования альтернативного вида кассового оборудования – программных касс, представляющих собой специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения кассовых операций при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, размещаемое в том числе на электронных устройствах пользователей программной кассы (смартфонах, планшетах и т.д.). По имеющейся информации, полученной в рабочем порядке от операторов программных кассовых систем, связанные с температурой окружающей среды проблемы в эксплуатации программных касс в осенне-зимний период не ожидаются.
Справочно. Информация об операторах программных кассовых систем, программных кассовых системах и программных кассах, допущенных к использованию на территории Республики Беларусь, размещена в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»
(info-center.by).
Вместе с тем, учитывая эпидемиологическую ситуацию, связанную с распространением коронавирусной инфекции, до 1 февраля 2022 г. субъекты хозяйствования при торговле непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах на рынках в случае отсутствия у таких субъектов кассового оборудования, вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг такими субъектами хозяйствования без применения кассового оборудования при условии заключения до 20 октября 2021 г. с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» договора.
При этом прием наличных денежных средств такими субъектами хозяйствования должен осуществляться в соответствии с пунктами 37, 38, 41 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16.
Одновременно обращаем внимание, что при подключении РУП ИИЦ кассового оборудования указанных субъектов хозяйствования в рамках заключенного договора к СККО, такие субъекты хозяйствования с даты такого подключения обязаны использовать кассовое оборудование.
Информация предоставлена ИМНС по г. Барановичи по материалам, размещенным на сайте МНС