Наверх

Знаете, каким он парнем был?

15.02.2013 296 Наш край

В советские времена военнослужащих судьба забрасывала во многие уголки страны и за ее пределы. За 26 лет мне, например, пришлось сменить 12 военных округов. Оставил след в Чехословакии, в Монголии, дважды побывал в Афганистане. Там, невзирая на чины и должности, опасной работы хватало всем, в том числе и офицерам военной контрразведки. 

Перед оперативными работниками, вылетавшими в Афганистан, ставился целый ряд сложных, требующих высоких профессиональных навыков, задач. В первую очередь совместно с политработниками требовалось укреплять морально-психологический климат в частях и подразделениях. С особой остротой стоял вопрос предотвращения панических настроений и дезертирства. Задачи противостоять западным спецслужбам, наличие и активность которых в Афганистане не вызывали сомнений, также ставились, но только в общем плане. Главное на тот момент было не допустить усиления и без того достаточно прочных позиций американцев на территории сопредельного с Советским Союзом государства.

После Афганистана я продолжал службу в Барановичах – в частях Слонимской дивизии. Примерно через полгода в эти же части прибыл и мой коллега капитан Владимир Ковтун, которого в Барановичи перевели по семейным обстоятельствам из Закавказского военного округа. Таким он мне и запомнился на всю оставшуюся жизнь – человеком открытым, отзывчивым, с чувством ответственности и офицерского долга.

Володя родился в июне 1954 года в Томске, в семье военнослужащего. Окончив в 1969 году 8 классов в Барановичской СШ № 11, он поступил в Минское суворовское училище. Потом Владимир изъявил желание учиться в Бакинском общевойсковом командном училище. Окончил его в 1975 году и получил направление в Закавказье, где и стал военным чекистом.

Сколько же было радости у родителей Ковтуна, когда их сын вернулся в родной город. Отец его передвигался по квартире на инвалидной коляске, а когда приехал Володя, в выходные дни стали практиковаться выезды на природу. Но счастливые времена длились недолго. Кадровые работники стали настаивать на командировке капитана Ковтуна в Афганистан. По причине тяжелой болезни отца Володя мог бы от командировки отказаться, и никто бы его за такое решение не осудил, но Владимир решил ехать. И осенью 1985-го оказался «за речкой». С этой минуты для его мамы ночи стали бессонными. Вера Ивановна, словно чувствуя беду, хлопотала о возвращении сына домой, однако один из офицеров-кадровиков все же уговорил ее отказаться от своей просьбы.

А вскоре произошло непоправимое. 21 апреля 1987 года Володя погиб, а 24-го, в день рождения его мамы, офицеры военкомата пришли в семью Ковтунов с печальным известием. В последующие годы Вера Ивановна больше никогда не отмечала день своего рождения, считая его самым черным днем в своей жизни.

Капитан Ковтун погиб, когда до возвращения домой ему оставалась неделя. К тому времени уже прибыла Владимиру замена, он мог отказаться от очередного задания, уступив свое место в «вертушке» другому офицеру, но капитан принял иное решение. И оно оказалось для него роковым: вертолет, на котором мой коллега в составе группы спецназа летел на задание, был сбит душманами.

Посмертно Владимира Ковтуна наградили орденом Красного Знамени. Но никакие награды и почести не способны утолить боль материнского сердца.

Прибыв в июле 1987 года в очередной отпуск, я первым делом навестил родителей Володи. Никогда не забуду, как убитые горем отец и мать оплакивали своего любимого сына – фотографиями Владимира были увешаны все стены в зале. Это были трудные, тягостные минуты. Слова утешения найти было не просто. Да и не было таких слов, способных хоть как-то смягчить родительское горе.

С родителями Володи я старался поддерживать связь и оказывать им посильную помощь до последних дней их жизни. Не забывали их и другие офицеры отдела военной контрразведки. Мы делали все, чтоб хоть как-то их поддержать морально и материально, чтобы они не чувствовали себя одинокими.

Кто не терял боевых друзей, тому не понять чувства горечи, которое сопровождает тебя всю жизнь. К этому нельзя привыкнуть.

Родители Володи Ковтуна были людьми добрыми, искренними и отзывчивыми на чужую боль. Такие люди просто не могли плохо воспитать своего сына. Понятие чести и долга для Володи никогда не было пустым звуком.



  • Мы в социальных сетях: