Наверх

Взаимная любовь Тамары Федоровны

23.08.2012 481 Наш край

Были времена в советской эпохе, когда выпускникам вузов вместе с дипломом выдавали характеристику. В этом своеобразном приложении к документу об образовании Тамары Верес, вчерашней студентки фармацевтического факультета Львовского медицинского института, начальника аптечного управления Минска привлекла такая фраза: «Врожденный руководитель».

Коль так, то и должность юной даме была предложена соответствующая –  заведующей или, в крайнем случае, заместителя заведующей аптекой. Каково же было удивление старшего коллеги, когда красивая девушка наотрез отказалась от заманчивой перспективы. «Такое в моей практике впервые!» – не  удержался начальник аптечной службы столицы. А Тамара Верес твердо заявила: «Я хочу пройти все ступени фармацевтического дела». 

Спустя совсем короткое время руководитель невзрачной аптеки на привокзальной площади Минска, где Тамара Верес начала работать рецептаром, пустила ее за «первый стол» – самый ответственный в обслуживании посетителей. С таким упорным характером эта девушка и в столичной фармации достигла бы немалых высот. Но вскоре по семейным обстоятельствам вернулась домой, в Барановичи.

Родной город в поздние осенние дни 1957-го встретил ее неприветливо    не только из-за ненастной погоды. Тамаре Верес не нашлось места в Барановичах из-за нежелания руководителя областного аптечного управления, женщины, брать на работу… женщину. Возвращаясь из Бреста, Тамара горько плакала. Сосед по автобусу поинтересовался: «Чего вы плачете?» В ответ Тамара выпалила все сразу: «С мужем развожусь. Ребенку полтора года. Работы нет. И не знаю, что делать». «А места есть?» «Места есть, только меня туда не берут, потому что я – женщина». Участливый сосед предложил: «Приходите завтра ко мне». И назвал номер кабинета. Случайный попутчик оказался секретарём горкома партии. Он и помог Тамаре Верес получить место химика-аналитика в контрольно-аналитической лаборатории 21-й аптеки.

Получалось и в самом деле так, как она желала – поработать на каждом участке, чтобы досконально изучить все нюансы и детали этого сложного организма. Жизнь как будто специально создавала для молодого провизора такие условия. В 1961 году Тамара Верес с разницей в месяц стремительно поднялась по служебной лестнице: ее назначают заместителем управляющего, затем – управляющей аптекой №10 Барановичей, в которой она проработала до конца 80-х прошлого столетия.

Но прежде чем Тамара превратилась в Тамару Федоровну в понимании самой Верес, ей пришлось набить немало шишек. К счастью, эта женщина умела извлекать из всего хорошие уроки. По словам коллег, она с достоинством выходила из любой ситуации. Никакие обиды никоим образом не отражались на ее отношении к подчиненным и окружающим. Какой открытой и искренной была Тамара Верес, такой и оставалась. Как внимательно и дружелюбно относилась к людям, так продолжала жить и дальше. Только поняла, что в работе нужен контроль. «Я очень доверчивой вначале была».

Здание 10-й аптеки располагалось на месте гостиницы «Горизонт» и было ветхим, неприглядным. Новость о строительстве новой аптеки работники приняли с большой радостью. И вместе с руководителем обустраивали помещение, белили, красили.

Позже Тамара Федоровна научилась составлять и сметы, проекты в строительстве. С организацией в городе цент-
ральной районной аптеки к ней присоединялись сельские.  Все надо было отремонтировать, перестроить.

– Последнюю аптеку строили в поселке Мирном. Помню, захожу в кабинет к Николаю Захаровичу Якубцу, а он сразу: «Ну что, попрошайка, опять просить пришла?» Я на эти слова не обиделась – они были сказаны шутя. С председателями колхозов вела большую дружбу, они всегда помогали, потому что мы делали хорошее дело для людей. Поэтому в ответ дипломатично улыбнулась.

В подчинении Верес оказалось 19 аптек, в том числе 12 сельских. Тамара Федоровна стала первопроходцем в Брестской области, создав крупную и крепкую сеть.

Здесь бурлила жизнь. Работники аптеки сами заготавливали травы, другое лекарственное сырье, делали мази и микстуры, проводили семинары и школы передового опыта. Со всех уголков Советского Союза в Барановичи приезжали фармацевты и провизоры, чтобы поучиться. Гости не скрывали восторга ни от профессиональных достижений специалистов ЦРА, ни от красивейшего зала аптеки. Тамара Федоровна искренне радуется, что и спустя столько лет холл 10-й аптеки по улице Ленина украшает металлическая чеканка с лотосом – символом любви и жизни, которая тогда произвела настоящий фурор. Сегодня она дорога Тамаре Верес как память, которую бережно хранят нынешние сотрудники аптеки. И продолжают начатые Тамарой Федоровной добрые традиции: её родная ЦРА №10 всё так же в лидерах. 

А в далеком 1978-м центральная районная аптека №10 получила переходящее Красное Знамя Министерства здравоохранения СССР  и ЦК отраслевого профсоюза – этой высокой награды в советские времена удостаивались за особые заслуги.  Никто не удивлялся тому, что специалисты из барановичской аптеки выходили победителями областных смотров-конкурсов профмастерства. Сама руководитель, провизор высшей категории Тамара Верес была признана отличником здравоохранения и заслуженным провизором БССР.

В женском коллективе работать непросто, руководить им – еще сложнее. Тамара Федоровна слыла женщиной мудрой, с ней считались, её мнение уважали. А еще деловую и интеллигентную управляющую 10-й аптекой любили. Подчиненные – за то, что никогда не повышала голос. Коллеги-руководители – за искренность и понимание. Друзья – за широту души. Тамара Верес проявляла человеколюбие ко всем.  Столько лет прошло, а 90-летний седовласый пожилой мужчина, встречая Тамару Федоровну на улице, каждый раз благодарно целует руки: «Вы меня тогда спасли!» А она просто не отказала человеку в покупке дефицитного в те времена лекарства.

Тонкая интеллигентность Тамары Федоровны, глубокая духовность  – от истоков. Мама – педагог, женщина очень грамотная, красивая. В памяти Тамары Федоровны словно отпечатались те картинки из далекого детства, когда мама читала книги. В медицине была сильнее, чем иные профессиональные медики. Тамаре передались ее любознательность, любовь ко всяким букашкам: часами могла их рассматривать, изучать повадки, особенности строения. На лечебный факультет не прошла по состоянию здоровья. Но чтобы предать медицину – и не помышляла. И поступила на фармацевтический.

В семье Тамары Федоровны царили любовь и уважение. Эти чувства ее родители пронесли через годы, пережив  нечеловеческие ужасы войны. Тамаре было девять, когда началась Великая Отечественная. Папу, партийного работника, забрали на фронт прямо из дома отдыха, они с мамой оказались в рядах беженцев. Маленькая девочка на всю жизнь запомнила вкус кар-тошки, которую выставляли жители деревень для таких, как они. А дальше были и гетто, и побег, и длинные партизанские обозы, и жизнь в лесу, в землянке.

Папа после освобождения нашел их случайно, в деревне под Минском, – и в том была судьба. Семья воссоединилась, чтобы уже не расставаться. Нежные и трепетные чувства к родителям дочь испытывала всю жизнь. И когда в автокатастрофе погибла мама Тамары Федоровны, свою жизнь она посвятила «сыну, отцу и работе». Я бы еще добавила – невестке, внучкам и появившейся на свет правнучке.

Своих домашних она страстно любит. Её любовь – взаимна. Невестка Ирина Викторовна с первого дня появления в их семье называла Тамару Федоровну мамой. Чем свекровь очень дорожила. Этих двух женщин связывали не только теплые семейные отношения, но и профессиональные – Ирина Верес тоже служила фармации. Глядя на ее организаторские способности, Тамара Федоровна узнавала себя. К сожалению, Ирина Викторовна рано ушла из жизни, и ее утрату Тамара Федоровна не может пережить и сейчас.

Смахивая накатившую слезу, она показывает мне фотографии внучек – Ольги и Лены с семьями, правнучки Настеньки. Ее любимые внучки стали продолжателями династии Верес в фармации, которая сегодня насчитывает уже 300 (!) лет и является самой большой в этой отрасли в республике.

Завтра у Тамары Федоровны 80-й день рождения. Она, как всегда, красива, мудра, интеллигентна, доброжелательна и жизнелюбива. Рядом с ней буквально выздоравливаешь, заряжаясь хорошей порцией оптимизма. Она не теряет присутствия духа даже теперь, когда тяжело заболела.

– Женщинам, которые лежат со мной в палате, говорю: «Не хныкать! Не чахнуть! Расскажите-ка хороший анекдот, мы от души посмеемся. Положительные эмоции жить помогают. А мы с вами будем жить!»

Здоровья, здоровья и здоровья Вам, Тамара Федоровна!



  • Мы в социальных сетях: