Около двух десятков автомобилей такси собралось утром 1 ноября около ТЦ «Корона» в Северном микрорайоне. Искусственно срывая работу сервиса «Яндекс. Такси», таксисты протестуют против снижения тарифов на поездки, а также против некоторых нововведений, которые катастрофически снижают их заработки.
Один из поводов для недовольства – отмена так называемой конечной точки маршрута. Если раньше водитель при поступлении заказа видел, куда повезет пассажира, то сейчас эта информация становится ему доступной только после приезда к месту вызова. Не редки и такие случаи, когда по пути из пункта А в пункт В пассажир успевает заехать еще в C, D и E, оплачивая при этом стоимость всего одной поездки.
– Грубо говоря, за пять рублей человек может с комфортом прокатиться по нескольким местам и решить свои вопросы, – говорит таксист Павел Корсак. – Понятно, что для человека это удобно и выгодно, мы же практически ничего не зарабатываем. Раньше мы могли отказаться от заказа, если видели, что расстояние, к примеру, слишком большое. Теперь наша работа превратилась в лотерею. Мы не знаем, куда придется ехать: отказываясь от вызова, рискуем потерять выгодный заказ, а соглашаясь, – выполнить убыточный.
Именно низкая стоимость поездок стала тем «козырем», с которым агрегатор «Яндекс. Такси» пришел в наш город и вызвал резкий отток клиентов из ранее существующих таксопарков. Водители же поначалу не ощущали разницы, поскольку разбежку между реальной ценой поездки и оплатой пассажира сервис компенсировал, но со временем система этих бонусов постепенно сошла на нет.
Александр работает в «Яндекс. Такси» с самого начала его появления в Барановичах. Он был одним из немногих, кто «раскатывал» сервис в нашем городе. А сегодня мужчина называет отношение, которое проявляет агрегатор к водителям, разрекламировавшим его, «наказанием за хорошее дело».
– Денег, которые я и многие другие водители зарабатываем сейчас, хватает только на заправку и поход за продуктами. Всё, что я заработал за день, условно говоря, вечером выношу из магазина в пакете, – говорит Сергей. – Причем работать я вынужден не 8 и даже не 10 часов, а иногда 14–16 часов, чтобы у меня осталось еще на ремонт автомобиля.
На увеличение тарифов на поездки рассчитывать вряд ли стоит, уверен Сергей, ведь большой поток клиентов с лихвой компенсирует нынешние невысокие расценки, и сейчас они бьют по карману только водителей.
– Лично я вижу выход из сложившейся ситуации только в появлении в нашем городе еще одного агрегатора, который создаст конкуренцию «Яндекс. Такси». Существующий сегодня сервис заказа такси Maksim не беру в расчет: иногда вообще кажется, что это одна и та же форма, маскирующаяся под две разные. Либо просто работают заодно, – уверен Сергей. – Надеемся, что-то изменится, потому что работать так, как сейчас, становится не только невыгодно, но и физически тяжело. Чтобы хоть что-то заработать, приходится спать всего по четыре часа в сутки.
Наталья СМИРНОВА
Фото Бориса НОВОГРАНА