Наверх

Ветеран органов внутренних дел: “Жизнью рисковать не страшно. Страшно запятнать мундир”

10.11.2016 441 Наш край
Геннадий и Игорь Календарёвы
Геннадий и Игорь Календарёвы

Даже сегодня, на заслуженном отдыхе, Геннадий Календарев не забывает городской отдел внутренних дел. Активный член ветеранской организации,он готов дать совет молодым сотрудникам, передать им частицу из того огромного опыта, который заработал за свою жизнь.

Без страха глядя в обрез

Историй, которые запросто могли бы войти в учебники по криминалистике, у Геннадия Егоровича за годы службы в уголовном розыске Барановичского ГОВД накопилось немало. Вот лишь одна из них.

В продуктовый магазин в Южном микрорайоне забежал парень с обрезом. Угрожая продавцу и посетителям – мужу и жене, попытался забрать выручку и все ценное. Не вышло: муж оказался мужчиной не робким. Он сумел отобрать обрез у нападавшего. Правда, задержать бандита не смог – тому удалось сбежать.

Вскоре нападение повторилось: парень с обрезом ограбил автозаправку. На этот раз «дело» у грабителя выгорело, заступиться за девушку-кассира оказалось некому.

– Мы с ног сбились, чтобы выйти на след преступника, отрабатывали десятки возможных связей нападавшего и все же сумели установить его личность, – вспоминает Геннадий Егорович. – Вышли на девушку, с которой он встречался. Однако нас ждало разочарование: преступник успел расстаться с ней и нашел новую подругу.

Еще через несколько дней подозрения пали на девушку, проживающую в одной из многоэтажек вблизи магазина «Усход». Оперативники засели в засаду, несколько дней и ночей не спускали глаз с дверей квартиры. Но из нее никто не выходил.

Уже и сомнения зародились: может, зря следим за ней, может, вообще здесь никто не живет (не могут же люди жить без продуктов), как однажды дверь распахнулась, и из нее вышел пожилой мужчина с пакетом (как позже установили, отец новой подруги грабителя).

В открытую дверь оперативники увидели того самого бандита, мирно сидевшего за кухонным столом и начищавшего свой обрез. Пара мгновений – и на запястьях преступника защелкнулись наручники.

– Опасных моментов в нашей службе всегда хватало, но в первую очередь мы привыкли думать не о собственной безопасности, а о спокойствии обычных мирных людей, – подчеркивает Геннадий Егорович, – поэтому не задумываясь рисковали своей жизнью. И никогда не считали это чем-то особенным.

Начало

– Вообще-то я не особенно собирался связывать жизнь с милицией, – рассказывает Геннадий Егорович. – Да, меня привлекала романтика жизни милиционера, но всерьез обсуждать это с семьей даже не думал. Поймите, время тогда было другое, в памяти у родителей еще свежи были воспоминания о «чёрных воронках», навсегда увозивших людей из повседневной жизни. Поэтому не поддержали бы они моего желания связать судьбу с органами внутренних дел.

Значительно позже, когда офицерские погоны легли на его плечи, а офицерская честь стала не пустыми словами, а образом жизни, родные изменили свое отношение к милиции. Но до этого было еще далеко. 18-летний Геннадий, ещё и не определившийся с выбором профессии, отправился исполнять свой гражданский долг в Вооруженные Силы.

И тут судьба распорядилась за него: Геннадий попал в 28-й отдельный батальон милиции, который был расквартирован в Минске. Поняв, что милиция – это именно то, к чему стремится его душа, после окончания службы он отправился служить сверх-
срочно в Москву, где охранял секретный институт, занимавшийся военными изысканиями.

Жить вдали от дома было тяжело, очень скучал по белорусской земле, своим родным, – говорит Геннадий Егорович. – Да и здоровье начало пошаливать: выяснилось, что институт работал с радиоактивными материалами. Поэтому через год уехал в Беларусь.

И хотя родился он в Кричевском районе, выбор парня по возвращении пал на Барановичи, где жила его родная тетка. Здесь же он твердо решил: трудовую биографию свяжет только с милицией.

– В отдел внутренних дел попал не сразу, сначала работал в охране мясокомбината, затем перешел во вневедомственную охрану – так раньше назывался Департамент охраны, – рассказывает Геннадий Календарев. – Вскоре и в партию вступил.

Афганский излом

Дальнейшая дорога казалась прямой и светлой. Но судьба не преминула подбросить «подарок»: в городской отдел внутренних дел пришла разнарядка на добровольцев в Афганистан. Ни минуты не задумываясь, молодой коммунист Календарев выразил готовность исполнять интернациональный долг.

– Мы же молодые тогда были, искренне считали, что оказываем помощь афганскому народу, защищаем обиженных и угнетенных, – вспоминает Геннадий Егорович.

Разочарование пришло позже, когда стало понятно, что советских солдат местное население боится и ненавидит, что товарищи, стоящие с ним в одном строю, отдают жизнь в безжизненных скалах один за другим, а власть афганского вождя Кармаля держится только на советских штыках, но никак не на поддержке и авторитете местного населения.

– И даже это понимание не изменило мой настрой и отношение к делу, – отмечает Геннадий Егорович. – Я служил водителем в разведывательном спецподразделении «Кобальт» Министерства внутренних дел. Проводили разведывательные операции, готовили агентов для работы в тылу врага. В общем, служба опасная и крайне ответственная, каждый должен был работать в ней как часовой механизм, без малейших сбоев. Ведь на кону стояла жизнь наших товарищей.

Из огня да в полымя

Со страшных огненных дорог Афганистана он вернулся домой живым, хотя и не совсем здоровым: успел подхватить тиф, от которого долго и тяжело лечился.

После возвращения в Барановичи, ставшие уже родным городом, Геннадию Егоровичу наконец улыбнулась судьба: из охраны он перешел в ГОВД, где стал работать участковым инспектором милиции под началом Николая Труса, начальника участка (так в то время назывались опорные пункты милиции) в Северном микрорайоне.

Участок они обслуживали немалый: кроме Северного в него входил и огромный частный сектор, простиравшийся до Центрального вокзала. Приходилось и мелкими кражами заниматься, и семейных скандалистов утихомиривать, и подростков-хулиганов на место ставить.

– Я рад был, что попал в милицию, служба мне нравилась, – вспоминает Геннадий Егорович, – но не оставляла одна мечта: попасть в уголовный розыск. Просто грезил этой работой, очень хотел быть оперативником.

И через два года мечта осуществилась: он перешел в уголовный розыск.

А вскоре тихие и спокойные Барановичи накрыла волна бандитского беспредела: на дворе стояли лихие 90-е, время «братков», рэкета, беззакония. Служба в уголовном розыске стала не просто трудной, но и по-настоящему опасной. Кто ж знает, что на уме у наркомана, которой ограбил прохожего на улице? Да и бандиты-рэкетиры добровольно сдаваться в руки милиции не собирались.

– Всякое бывало в те годы, и под пулями ходить приходилось, и в засадах сидеть, – говорит Геннадий Календарев. – И к милиции, честно говоря, отношение у людей тогда было не очень. Причем иногда вполне справедливо: честь мундира берегли не все. Но я старался служить так, чтобы людям в глаза смотреть не стыдно было, за чужие спины не прятался, откупиться преступникам не позволял.

Последнее дело

Геннадий Егорович уже много лет на пенсии. Но до сих пор вспоминается ему дело, раскрыть которое так и не успел, ушел на заслуженный отдых.

Один не очень бедный житель города из числа валютчиков решил купить себе квартиру. По знакомым искал разные варианты и не особенно удивился, когда однажды подошел к нему незнакомец, назвавшийся полковником, и предложил двушку в Северном микрорайоне по сходной цене.

Валютчик обрадовался, взял с собой требуемую сумму и поехал вместе с «полковником» смотреть квадратные метры. Пока довольный покупатель расхаживал по просторной квартире, продавец попросил передать ему деньги, чтобы пересчитать их. Затем вместе с наличностью незаметно вышел за дверь квартиры, нажал на кнопку «автоматовского» замка – да и был таков.

Почуяв неладное, валютчик попытался догнать «полковника», однако дверь не поддавалась: защелка внутри квартиры оказалась сломанной, так что открыть дверь не вышло.

– Вроде и стреляный воробей этот валютчик был, а тут попался как мальчишка, – говорит Геннадий Егорович. – А я как раз на пенсию тогда собирался, помочь ему не успел. Честно говоря, до сих пор вспоминаю об этом с сожалением, не люблю, когда преступник остается безнаказанным…

Сын – за отцом

Не раз знакомые милиционеры во время разговоров подчеркивали, что не хотели бы, чтобы дети пошли по их стопам и стали сотрудниками милиции. Мол, тяжелая это служба, времени ни на что больше не хватает. Вопреки этому мнению Геннадий Егорович сам настоял, чтобы сын Игорь стал продолжателем династии.

– Я помог ему определиться с будущим, посоветовал после школы пойти в Академию МВД, – говорит Геннадий Календарев. – Ведь служба в милиции – одна из достойнейших профессий для настоящего мужчины.

Поддержал отец сына и в его решении несколько изменить профессию и перейти на факультет криминалистики. Будто знал Геннадий Егорович, что здесь у сына все сложится как нельзя лучше.

Сегодня Игорь Календарев – начальник Барановичского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь. На хорошем счету у руководства, дело свое знает. Так что отец вполне может гордиться сыном. Как и сын – отцом.

Ирина СОСНИНА.
Автор фото пресс-офицер Барановичского ГОВД Ольга САКУТА.



  • Мы в социальных сетях: