Наверх

В Барановичском загсе 1 2 20 книг с записями о нас

19.12.2014 239 Наш край

Днём образования органов загс считается 18 декабря 1917 года, когда ВЦИК и Совнаркомом РСФСР был принят Декрет «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния».

От церкви – загсам

С того момента созданы и начали функционировать специальные органы – отделы записи актов гражданского состояния. Церковь отлучили от выполнения обязанностей по записи сведений. Именно тогда часть сохранённых архивов метрических книг была передана на хранение отделам загс. И юридические последствия за актами гражданского состояния признавались лишь в том случае, если они регистрировались в государственных органах. Именно с тех пор рождение, смерть, заключение брака, расторжение брака, установление отцовства, усыновление, перемена имени подлежат регистрации в органах загс.

Связывать любящие сердца узами брака, выдавать документы о рождении и смерти – далеко не единственные обязанности работников загса. Хотя граждане в большинстве своем думают, что загс занимается только этим.

В каждом отделе имеется свой архив, где хранятся записи актов гражданского состояния. По небольшим записям в толстых книгах можно проследить историю города, области и даже республики. Архив загса – не просто скопление одинаковых книг с безликими записями, похожими одна на другую. В них уместились радости и горести, надежды и разочарования людей.

Записи – на хранении

На данный момент на хранении в отделе загс горисполкома находится 1220 книг с записями актов гражданского состояния с июля 1944 года. В них собрано около 450 000 записей актов.

Такие книги хранятся в течение 75 лет со дня составления записей актов в специально оборудованном помещении со стеллажами, пожарно-охранной сигнализацией. Коллектив отдела систематически проводит экспертизу ценности и реставрацию книг с записями актов.

Легко найти записи актов на бумажном носителе. И уже на 90% создан алфавитный поиск записи акта по фамилии, имени, отчеству в электронном варианте. Это позволяет оперативно рассматривать все обращения, запросы, в том числе и в сфере оказания международной правовой помощи.

Каждый месяц сотрудники отдела выдают и высылают около 500 документов (справок, извещений, повторных свидетельств), подтверждающих регистрацию актов гражданского состояния.

С каждым годом увеличивается количество обращений с просьбой помочь восстановить точную дату рождения или смерти в отношении умерших родителей, дедушек и бабушек для замены или установки памятников, узнать национальность умерших родственников, а порой просто сведения о родственниках, которые необходимы для решения жизненно важных вопросов. В таких ситуациях работникам отдела приходится быть и юристами, чтобы правильно проконсультировать человека, и психологами, чтобы выслушать и дать нужный совет. А вот генеалогические поиски и исследования в компетенцию органов загса не входят.

Значительный объём занимает работа – около 130 дел в год – по внесению дополнений, изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния, различного рода отметок. Соответствующие документы поступают ежедневно из других загсов республики, общегражданских судов, компетентных органов государств – членов СНГ, стран Балтии и дальнего зарубежья.

Вопросы любви и смерти

Если провести экскурс в историю, то можно узнать много интересного о работе загса. Так, например, уместно вспомнить главу «Прошлое регистратора загса» романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев», в которой подробно описывается работа учреждения по регистрации актов гражданского состояния в 1927 году. «…Вопросы любви и смерти не волновали Ипполита Матвеевича Воробьянинова, хотя этими вопросами по долгу своей службы он ведал с девяти утра до пяти вечера ежедневно с получасовым перерывом для завтрака». Он служил в загсе, где ведал столом регистрации смертей и браков.

Из романа мы узнаём, как выглядело учреждение загса того времени: «На стене висели часы и лозунг «Сделал своё дело – и уходи!» Стол, за которым работал Ипполит Матвеевич, походил на старую надгробную плиту. Левый угол его был уничтожен крысами. Хилые его ножки тряслись под тяжестью пухлых папок табачного цвета с записями, из которых можно было почерпнуть все сведения о родословных жителей города и о генеалогических древах, произросших в скудной уездной почве».

Какие именно сведения вносились в акт регистрации смерти в 1927 году, также описано в указанной главе: «… На второй день после похорон, управление которыми любезно взял на себя гробовой мастер Безенчук, Ипполит Матвеевич отправился на службу и, исполняя возложенные на него обязанности, зарегистрировал кончину Клавдии Ивановны Петуховой, пятидесяти девяти лет, домашней хозяйки, беспартийной, жительство имевшей в уездном городе N и родом происходившей из дворян Старгородской губернии».

«…Мать не знает»

А теперь вернемся в наш архив. Смотрим записи актов о рождении Барановичского городского бюро загс за 1944 год – год освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Как много детей зарегистрировано без данных об их отце! Имеются записи о том, что мать дать сведения об отце отказалась. В графе «Звесткі аб бацьках, заняткі (спецыяльнасць, пасада, рэмясло)» в сведениях о матери встречаются такие записи, как «на иждивении людей». Встречаются записи актов, где в сведениях об отце указано только имя, а в графе «особые отметки» записано: «Остальные графы мать не знает».

 Записи акта о рождении составлялись на основании справки акушерки; справки воинской части; двух свидетелей; немецкого свидетельства о рождении и других. С июля по 31 декабря 1944-го зарегистрировано всего 215 рождений, в 1945 году – уже 781. Небольшое количество записей говорит о том, что личная жизнь граждан отошла на второй план, не всё мужское население ещё вернулось с войны. В 1946-1947 годах рождаемость в городе вырастает почти в два раза – 1 300 и 1 541 соответственно.

«Проживают вместе»

Сразу после освобождения города начали регистрировать браки те, кто уже фактически состоял в брачных отношениях. Так, во многих записях акта о браке в графе «Асобыя адзнакі» имеется запись «фактически проживают вместе» или «фактически живут с такого-то времени», в графе «Ці мае дзяцей» указано количество детей, в графе «Прад’яўленыя дакументы» имеются такие записи: «красноармейская книжка, временное свидетельство для беженца, выданное 13.07.1942 г., военный билет, немецкий паспорт выдан 28.06.1943 г., удостоверение личности». Во всех записях акта имеется отметка об уплате госпошлины – 15 рублей.

С июля по декабрь 1944-го в брак вступило 158 пар. В 1946-м – 908, в 1966-м – 1 156, в 1979-м – 1 042, в 1992-м – 1 326. Рекордное для города число браков зарегистрировано в 2007 году – 1 606, наименьшее – в 1956-м – 655 браков.

В записях акта о браке за 1944-1945 годы имеются отметки о перемене имени «Соломон» на «Семен», «Геня» на «Евгения», «Засема» на «Захар».

А вот расторжения браков незначительны. Так, в 1945 году – 7, в 1949 – 17, в 1950 – 19. Начиная с 1966 года, когда зарегистрировано 270 разводов, эти цифры стали резко увеличиваться. В 1979-м – 557, в 1993-м – 837.

В период с1945 по 1951 годы в связи с всеобщей паспортизацией населения в загсе существенно увеличилось количество дел по восстановлению записей актов о рождении. Так, в 1945 году восстановлена 161 запись акта о рождении, в 1948-м – 1 144, в 1950-м – 2 990, в 1951-м – 2 363 записи, после чего этот показатель пошёл на спад.

Рекорд рождаемости

Высокой рождаемостью отмечены 1980-е. Наибольшая регистрация рождений зафиксирована в Барановичском городском отделе в 1989 году – 2 949 записей актов, после чего этот показатель стал снижаться. Наименьшее количество новорожденных, начиная с 60-х годов по настоящее время, зарегистрировано в 1997-м – 1 675.

К счастью, сегодня ситуация меняется. И мы уже близки к рекорду «застойных» 1980-х: в прошлом году в городе зарегистрировано 2 256 малышей, за 11 месяцев этого – 2 204.



  • Мы в социальных сетях: