Лошадь на деревенском подворье уже давно не редкость. А вот найти для нее хорошую сбрую, чтобы впору была, бывает нелегко. Да и шорников, способных изготавливать всё необходимое для коней, сейчас не так и много.
Исчезающая профессия
Изготовление конской амуниции – дело не простое. Людей, занимающихся этим ремеслом, называют шорниками. Когда именно появились первые представители этой профессии, достоверно не известно, но уже в Древней Руси были мастера, которые изготавливали снаряжение для княжеских лошадей. Кстати, название этого ремесла происходит от слова «шоры». Вообще, лошади – животные пугливые. Малейший шорох или резкое движение могут встревожить их, именно поэтому используются шоры – специальные пластины, которые надевают на голову животному, чтобы ограничить боковой обзор и сосредоточить его внимание на дороге.
В наши дни ремесло шорника относится, можно сказать, к экзотическим, а ведь когда-то красивая конная упряжь была гордостью хозяев, да и труд мастеров ценился высоко. В старину за хорошую сбрую могли дать и коня. И это считалось равноценным обменом.
В Барановичском районе лошадиное обмундирование изготавливает только один мастер-ремесленник – житель деревни Нижнее Чернихово Андрей Евсюченя.Детское увлечение
Хотя в роду у Андрея Ивановича шорников не было, постигать азы ремесла он начал с детства.
– По соседству с нашим домом жил ветеран Великой Отечественной войны Александр Януть, – говорит мастер. – После школы я едва ли не каждый день заходил к нему, чтобы послушать истории о войне, про то, как он в молодости служил у помещика батраком. Бывший фронтовик не только увлекательно рассказывал, но при этом шил и ремонтировал конскую упряжь.
Паренек с восхищением смотрел, как ловко в руках умельца получались красивые изделия, и постепенно стал пробовать делать что-то сам. Андрею было интересно этим заниматься, ведь лошадьми он бредил с самого раннего детства и все летние каникулы проводил на конюшне. Лет с четырнадцати уже мог самостоятельно управляться с лошадьми и работал в колхозе. А сколько радости и гордости было у Андрея, когда в одну из зим он сам пошил собственную упряжь для пары лошадей – такой точно не было ни у кого в округе.
После окончания школы парень поступил в Ляховичский ветеринарный техникум (ныне аграрный колледж), где получил диплом агронома. После службы в армии стал работать в колхозе по специальности, потом трудился лесником.
– Агрономия нравилась, но меня всегда тянуло к лошадям, – говорит Андрей Евсюченя.
В начале девяностых мужчина наконец-то смог осуществить свою мечту: в хозяйстве появились лошади.
Мало кто понимает лошадей так, как Андрей Иванович, а его сбруи давно известны далеко за пределами родной деревни.
Процесс изготовления наряда для лошадки трудоемкий, к тому же до недавнего времени мастер делал все свои изделия вручную. Обязательный элемент упряжи – хомут.
– Хомут надевается на шею животного так, чтобы он не стеснял дыхание и не мешал ему двигаться, – говорит ремесленник. – Этот элемент не должен быть слишком широким или длинным, иначе на теле могут появиться повреждения – и тяговая сила снизится. Одним словом, каждому коню – свой размер. Чтобы хомут надежно и правильно держался, надо пользоваться проч-ной шлеей. В то же время опять-таки надо знать точный размер шлеи, который подходит конкретной лошади.
Вообще, надежность и срок службы всей упряжи зависят от материала, поэтому мастер отдает предпочтение натуральной коже, которая не доставляет коню неприятных ощущений.
– Толщина кожи – 4-5 миллиметров, это только один слой, – рассказывает мастер. – Иногда требуется шить из нескольких слоев, поэтому работа шорника, считаю, не для женских рук – здесь нужна мужская сила.
Кожу ремесленник покупает на белорусских кожевенных фабриках, а вот фурнитуру из нержавеющей стали заказывает за рубежом.
Андрей Иванович с удовольствием показывает свои изделия – хомуты, уздечки, шлеи. Каждая упряжь имеет свои отличия. Лошадь должна быть нарядной и неповторимой, уверен мастер. До полной комплектации не хватает лишь сёдел, которыми ремес-ленник пока не занимается.
– Как у него только терпения на всё хватает, – с улыбкой говорит жена Андрея Татьяна. – Каждую вещь он вначале продумывает, а сколько ремней прошил вручную, пока машинки не было. Всегда удивляюсь, откуда у него всё это.
Действительно, на изготовление праздничной, выездной упряжи может уходить до месяца, ведь Андрей Иванович в основном только вечерами работает. Днем дел и по хозяйству хватает: один только сад-огород занимает больше 30 соток.
– Работа моя интересная, творческая, даже своя мода существует, – отшучивается мастер. – Клёпки на упряжь для красоты ставлю, узоры разные придумываю, в общем, творю в свое удовольствие.
Сейчас, к примеру, популярен декор в виде разноцветных строчек. Делает их ремесленник с помощью «проплетки», также под рукой у него всевозможные ножи для работы с разными сортами кожи, молотки, пробойники…
Заказы Андрею Ивановичу поступают не только из нашего района, но и из других регионов республики, а также из-за рубежа. Конская сбруя в основном востребована у владельцев агроусадеб, конных клубов, фермерских хозяйств.
Помимо упряжи ремесленник изготавливает транспорт для лошадей: телеги, сани, брички.
– Для воза, саней не всякое дерево подойдет: лучше всего – ясень и береза, а вот основу для хомута лучше резать из клена, – делится секретами мастерства умелец.
Еще одним своим увлечением мужчина называет объездку лошадей.
– Как-то меня пригласили объездить молодых лошадок, которых в дальнейшем планировали пробовать в качестве актеров на киностудии «Беларусьфильм». Тогда как раз шли съемки фильма «Днепровский рубеж», – рассказывает Андрей Иванович. – В процессе работы сотрудники киностудии мне показали фотографию военных лет, на которой был изображен воз, и спросили, могу ли я сделать такой же.
Не откладывая в долгий ящик, мужчина с энтузиазмом взялся за работу.
– Все детали выполнял вручную. Правда, большие деревянные колёса киношники сами отыскали где-то в Брянской области, таких я у нас даже никогда не видел, – рассказывает он. – Так что воз получился хоть куда, в точности как на фото.
…Андрей Иванович может часами рассказывать о своем любимом деле, которое с годами стало настоящей профессией. Ремесленник практически всё может смастерить, а хорошую качественную работу считает лучшей рекламой.
К сожалению, сыновьям Андрея Евсючени не передалось его увлечение. Но мастер не унывает: «Думаю, со временем найдутся толковые ребята. Ведь главное – желание заниматься этим делом». Безусловно, мастера радует то, что в последнее время у людей стал возрождаться интерес к разведению на своем подворье лошадей. А когда будут лошади, для них нужна будет и сбруя, которую изготавливают шорных дел мастера.
Инна ГОНЧАР.
Фото автора.