Наверх

Успение Богородицы

25.08.2012 360 Наш край

Великим двунадесятым праздником Успение Богородицы, который мы празднуем 28 августа, заканчивается церковный год – благоприятное лето Господне. 1 сентября по старому стилю, а по современному календарю это 14 сентября, начинается новый церковный год. Чуть позже – 21 сентября по новому стилю, Рождеством Богородицы начнётся новый круг праздников.  А пока – Успение.

КАК СЧИТАЕТ большинство исследователей, Дева Мария прожила на земле 72 года и скончалась примерно в 57-м году нашей эры. Из церковного предания известно, что после распятия Христа Богородица жила в Иерусалиме, в доме родителей Иоанна Богослова. В период очередных гонений на христиан Она вместе с Иоанном уехала в Эфес (территория современной Турции). Живя здесь, Матерь Божия посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Богородица снова вернулась в Иерусалим. Здесь Она часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Матерь Божия хотела, чтобы Господь поскорее взял Её к себе. Как и апостолы, Богородица проповедовала Евангелие, исцеляла людей, заботилась о новообращённых христианах. Одного взгляда на Неё было достаточно, чтобы убедиться в истинности пути ко Христу.

Однажды во время молитвы на Елеоне к Богородице явился архангел Гавриил и, вручая Пречистой Деве светящуюся райскую ветвь – символ победы над тлением и смертью, возвестил Ей о предстоящей через три дня кончине.

Пресвятая Дева встретила известие от архангела с радостью, Ей хотелось поскорее встретиться со Своим Божественным Сыном.

Перед кончиной Она желала увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по всему миру, проповедуя Евангелие. В течение нескольких дней в Иерусалиме чудесным образом собралось большинство апостолов. Не было только апостола Фомы. Свое скудное имущество Богородица завещала прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами праведных родителей и мужа.

И вот наступил час прощания. Вот как описывает происходящее святитель Димитрий Ростовский в своих «Четьях-Минеях»: «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, – Сам Царь славы, Христос, со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».

Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение. От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с другими апостолами понесли на раменах одр с телом Божией Матери. За процессией последовали и иудеи, не веровавшие во Христа.

Предание хранит историю о том, как проходивший мимо иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр с телом Девы Марии, но тут же его руки были отсечены какой-то неведомой силой. Афония был так потрясен этим, что глубоко раскаялся, уверовал во Христа, и руки его вернулись на место.

Могилу Девы Марии апостолы закрыли камнем так же, как ранее могилу Христа, как и полагалось по обычаю. Три дня они пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение.

АПОСТОЛ Фома пришел в Иерусалим только на третий день после похорон. Видя его скорбь, апостолы решили открыть гробницу, чтобы Фома тоже мог проститься с Божией Матерью. Но, отвалив камень и открыв гроб, они «пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, – остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?» (святитель Димитрий Ростовский). А когда апостолы собрались вместе за обедом, явилась им Богородица в окружении ангелов и сказала: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни» – «Радуйтесь, ибо я с вами во все дни».

Смерть в привычном для нас понимании этого слова, когда прах возвращается земле, а дух Богу, не коснулась Богородицы, поэтому и праздник называется Успение Богородицы. Успение в переводе с церковно-славянского значит погружение в сон. Матерь Божия только уснула, чтобы вскоре вместе с пречистым Своим телом быть восхищенной на небо. Недаром в тропаре праздника поётся: «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородице, наследие Твое».



  • Мы в социальных сетях: