Цветы и лампадки несут к храму Святых Жен-Мироносиц все неравнодушные, для которых вчерашняя трагедия стала личным горем.
Осознание того, что нет больше двух прекрасных мужчин, совершивших, не побоюсь этого слова, подвиг, вызывает слезы горечи.
У ступеней храма 20 мая в 13 часов выстроились кадеты, горожане и даже приезжие ожидают прощальной службы по умершим воинам. Подходят, возлагают цветы, смахивают слезы, глядя на фотокарточки вчерашних простых парней и сегодняшних героев.
Александра Брониславовна приехала из Мозыря к дочери, а когда узнала о произошедшем, не могла не почтить память погибших:
– Поставила свечи за их упокой. Они нас спасли, понимаете? Нет слов – какое горе! Даже и теперь не верится, что такое могло произойти: в один момент случилась какая-то неполадка и всё… Такие ребята…
Среди присутствующих – и супруга погибшего летчика Александра Журавлевича – Светлана.
– Меня словно относит в прошлое, из головы не выходят мысли об этой трагедии. Они такие молодые! С одним из них дружит… дружила моя дочь. Роковой день перечеркнул все их планы, – говорит Светлана Журавлевич. – Но, конечно, они совершили подвиг, они герои – это безоговорочно.
Рядом с ней – военнослужащий 61-й истребительной авиабазы. Ком подкатил к его горлу, и мужчина даже не может промолвить слова – так тяжело на душе у авиатора.
– У них было восемь секунд, чтобы спастись, но они подарили этот шанс нам. После сообщения о неисправности они должны были катапультироваться, но не исполнили приказ. Они провели истинно ювелирную работу, уведя горящий самолет на маленькую полянку, ведь понимали, сколько могло бы быть жертв и разрушений. Эти ребята выполнили свой долг до конца. Горько, что один из них месяц назад женился, у второго трое детей, младшему всего годик, – говорит Валерий Нагайцев. – Человек, который идет служить в авиацию, с самого начала осознает, какая опасность сопровождает его в полетах. Случайных людей здесь быть не может.
К храму приходит все больше людей, среди них — учащиеся, рабочие, пенсионеры. Несчастье объединило барановичан разных возрастов и профессий. Все они ставят свечи, щедро жертвуют на поддержку семей погибших майора Андрея Ничипорчика и лейтенанта Никиты Куконенко.
Виктор Гутырчик до пенсии чинил самолеты на 558-м авиаремонтном заводе.
– Очень серьезная потеря. Тут понятно – техника подвела, другого быть не может. Ошибка пилотов? Нет, конечно! Они сделали все, что могли, и даже больше. Был отказ какой-то, – разводит руками Виктор Михайлович. – С техникой такое случается, но последствия в небе необратимые.
Валентина Андреевна с трудом поднимается по ступеням храма.
– Господи, еле иду, но не могла поступить иначе. Люди незнакомые погибли, но спасая нас! У меня сын, дочь, внуки, правнуки, и я понимаю, какое же это несоизмеримое горе – потерять родного человека, – говорит пенсионерка.
Молодой человек Игорь Макаров с грустью смотрит на фотографии с черными лентами:
– Андрей и Никита — настоящие герои, побольше бы таких ребят в наше время. Нынешняя ситуация еще раз показывает, что многие сейчас сбиваются с пути, произносят невообразимые вещи, не зная историю своей страны. На таких людях, как погибшие летчики, настоящих белорусах, совершивших подвиг, и держится наша страна. Эти ребята заслуживают лучшего. В их глазах читается, что они любили небо, были преданы своему делу до конца. Светлая им память!
Илья Севрук с одноклассниками пришел почтить память пилотов.
– Информацию о том, что самолет рухнул, мне прислал друг. Сразу же это повергло в шок, навалились разные мысли, которые до сих пор роятся в голове. Так не должно быть, чтобы на учебных полетах погибали молодые. Никита чуть старше нас, а жизнь его оборвалась в один миг, – рассуждает Илья.
Его одноклассница, Дарья Бакович говорит, что случившееся обескуражило ее полностью.
– Мы видели в окне какой-то дым, когда были на уроке математики, но не придали этому значения. А когда я пришла домой, прочитала, что случилось, не могла поверить глазам. Летчики, конечно, герои, и они будут в нашей памяти вечно, – говорит 11-классница.
Алеся Василевич стоит с двумя красными гвоздиками с черной ленточкой.
– Это очень страшно. Как говорит мама, они герои, герои и еще раз герои, – повторяет Алеся. – Мой папа военный, он хорошо знает то место, где служили летчики, и говорит, что так увести самолет от домов могли суперпрофессионалы и бесстрашные люди.
После панихиды настоятель храма Святых Жен-Мироносиц Константин Лешкевич обратился к присутствующим:
– Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И мы должны помнить подвиг этих самоотверженных людей. Хотелось бы выразить самые искренние соболезнования родным и близким погибших воинов. Всем нам нужно поддерживать родных духовно и материально, помнить о подвиге, молиться за упокоение душ – Господь воздаст за это. У Него нет мертвых, все для него живы.
Вечная память…
Ольга Шарапо
Фото Бориса Новограна