Наверх

«У имитаторов нет шансов». Барановичский эксперт-почерковед – о своей работе

22.04.2024 1284 Наш край

22 апреля в Беларуси отмечается День судебного эксперта. Один из востребованных видов экспертиз – исследование почерка человека. Чем именно занимаются специалисты-почерковеды, какие аферы им удается раскрывать и можно ли, сильно постаравшись, всё же подделать чужую подпись так, чтобы эксперт этого не заметил, «НК» рассказала Алеся Болукова, эксперт-криминалист Барановичского межрайонного отдела Государственного отдела судебных экспертиз Республики Беларусь.

gkse6_4.jpgНередко экспертов по почерку путают с графологами, которые по рукописному тексту определяют характер человека, индивидуальные черты личности. Перед криминалистами же стоит несколько другая задача – определить, кем именно был написан текст, поставлена подпись под документом, действительно ли это сделал тот человек, который должен был оформлять бумаги. Но в то же время эксперты-криминалисты могут без труда определить, к примеру, в каком эмоциональном состоянии находился человек, когда писал какой-то текст.

– Был в моей практике случай, когда в составе следственно- оперативной группы выезжала на самоубийство. С собой покончила совсем молоденькая девушка. Предсмертной записки она не оставила, но во время осмотра ее комнаты и личных вещей нашли дневник. Так вот по записям в нем четко можно было отследить, в какой именно момент внутри этой девушки произошел какой-то надлом, начали зарождаться страшные мысли. Прежде ровный, практически идеальный каллиграфический почерк вдруг приобрел какие-то резкие, угловатые очертания. Это совершенно точно говорит о том, что в этот момент девушка переживала совсем не положительные эмоции, – рассказывает эксперт.
gkse6_2.jpg
В большинстве случаев криминалистам приходится устанавливать подлинность подписи человека. Работа непосредственно с текстами – это как раз таки в случаях расследования суицидов, когда человек перед смертью оставляет предсмертные записки. Бывает и такое, что нужно определить достоверность документов, а именно –действительно ли их заполнял тот, кто должен был заполнять. Чаще всего это требуется при расследовании экономических преступлений.

– Однажды пришлось заниматься делом, связанным с расследованием падежа скота в Барановичском районе. На экспертизу прибыли документы, якобы составленные работником, который курировал в хозяйстве это направление. Однако удалось установить, что всё в этих бумагах – и сам текст, и подпись были подделаны, чтобы падеж удалось скрыть, – рассказывает Алеся Болукова.

gkse6_1.jpgНередко криминалистам приходится иметь дело и с мошенничеством. Профессионализм и мастерство эксперта не оставляют злоумышленникам ни единого шанса.

– Недавно расследовали очередное дело о мошенничестве в автомобильном бизнесе. Злоумышленники решили воспользоваться возможностью льготного ввоза в страну машин из-за границы. Сначала мужчина обманом выманил паспорта у своих знакомых многодетных супругов. Снял с них копии, научился подделывать подписи и затем собственноручно визировал ими документы о ввозе автомобилей. Когда у налоговой инспекции появились вопросы к тем самым супругам, началось разбирательство. Они обратились в милицию, написали заявление, что ни один из договоров они не оформляли и не подписывали. А я во время экспертизы установила, что действительно подпись поддельная, – рассказала эксперт.

Как и в любой профессии, в криминалистике также не обходится без курьезных случаев, хоть все они и связаны с нарушением закона. Нередко на экспертизу поступают листы нетрудоспособности. Как правило, предмет исследования всегда один и тот же – дата окончания «больничного».

– Был случай, когда молодой парень сам себе продлил лист нетрудоспособности. Причем сделал это таким хитрым способом – в графическом редакторе в своем смартфоне. Когда документ пришел на экспертизу, сначала даже не знала, как же работать с ним, ведь парень даже не ручкой писал, «редактировал» документ просто рукой по сенсорному экрану. Проконсультировалась с коллегами, те подсказали, что в принципе движения всё равно будут идентичными и неважно, чем человек писал, всё равно на письме будут переданы индивидуальные особенности почерка, – рассказала Алеся Болукова.

gkse6_3.jpgКстати, на исследование по установлению подлинности подписи человека у эксперта уходит не меньше недели (!). И даже у самых старательных и скрупулезных имитаторов чужих автографов шансов обмануть почерковеда нет вовсе.

Наталья СМИРНОВА

Фото предоставлены Барановичским межрайонным отделом Государственного комитета судебных экспертиз




  • Мы в социальных сетях: