Наверх

Сын вождя

08.05.2013 249 Наш край

В канун смерти Сталина некоторые российские издания перепечатали статьи из немецких и английских журналов о его старшем сыне Якове Джугашвили, пленённом немцами в годы Великой Отечественной войны. Публикации эти поданы под красноречивыми названиями: «Сын Сталина был военным дезертиром», «Архивы свидетельствуют: ненавистный Сталину сын сдался нацистам». Но так ли это?

В июле 1945 года в немецком городе Франкфурт-на-Майне  обнаружили дело старшего лейтенанта Джугашвили под номером  Т-176, которое затем было передано в архив госдепартамента США в Вашингтон, где сразу же его  засекретили. А вскоре стала просачиваться информация о якобы чудодейственном спасении сына Сталина, который из Германии переехал жить в США и, опасаясь гнева отца, не пожелал возвращаться в Советский Союз.

В то время в стране Советов действительно действовал закон, согласно которому военнослужащие, попавшие в плен к врагу, считались дезертирами,  по возвращении на Родину подвергались строгой проверке соответствующими органами. И часто случалось так, что после немецких концлагерей многие бывшие фронтовики оказывались в лагерях сталинских. Независимо от того, по какой причине они были пленены фашистами. Только после смерти Сталина по предложению маршала Жукова этот закон был отменен.

Генерал Красной Армии Дмитрий Карбышев, находившийся вместе с сыном вождя в немецком концлагере  Хаммельбург, оставил свои воспоминания о Якове Джугашвили: «Это честный и скромный товарищ, несгибаемый советский патриот. Он немногословен, держится особняком, потому что за ним постоянно следят».

В марте 1943 года Яков был переведен в свой последний лагерь – Заксенхаузен, условия содержания в котором были самыми суровыми по сравнению с другими лагерями смерти. Яков Иосифович не терял самообладания и глубоко верил в победу советского народа. Он искренне радовался разгрому фашистов под Сталинградом. «Скоро фашистские захватчики будут переодеты в наши лохмотья, – сказал он узникам, – а каждый из них, способный работать, поедет в Россию восстанавливать камень за камнем то, что они разрушили».

Можно не сомневаться в том, что после войны по личному распоряжению Сталина была создана комиссия, которая занялась расследованием событий, связанных с пленением и гибелью  сына вождя. Выяснилось, что в конце 1943 года Яков Джугашвили, находясь на прогулке возле лагерного барака, не выполнил требование охранников зайти в барак, а направился к проволочному ограждению, которое было под током. О том, как он погиб, свидетельствует и офицер СС Конрат Харфик, дежуривший 14 апреля у проволочного ограждения лагеря Заксенхаузен: «Джугашвили пролез через проволоку и оказался на нейтральной полосе. Затем он поставил одну ногу на полосу колючей проволоки и одновременно левой рукой схватился за электрический провод. Мгновение он стоял неподвижно, с отставленной назад правой ногой, грудью вперед, а потом закричал: «Часовой! Вы же солдат, не будьте трусом, застрелите меня!»

Харфик выстрелил из пистолета. Пуля попала узнику в голову, пройдя в четырех сантиметрах от правого уха. Смерть Якова была мгновенной.

28 октября 1977 года Указом Президиума Верховного Совета СССР старший лейтенант Яков Джугашвили за стойкость в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками был по-смертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

Статус сына Сталина был грузом колоссальной ответственности. Немцы не теряли надежды и делали все необходимое, чтобы Яков Джугашвили перешел на их сторону, однако он не уронил чести отца и своей страны. Как и сыновья членов Советского Политбюро Хрущева и Микояна, павшие смертью храбрых на полях сражений Великой Отечественной войны.



  • Мы в социальных сетях: