Наверх

Святая грусть

01.11.2012 388 Наш край

День памяти предков – осенние Дзяды – отмечают в Беларуси в первые дни ноября. «Дзедам» может быть и старик, и человек среднего века, и даже маленький ребёнок, умерший неожиданной смертью. Любой человек, ушедший из жизни, достоин памяти.

О чем грущу и по какой причине,
Не ведаю. Но я несу, как крест,
Святую грусть приближенных к равнине
Родимых приснопамятных небес…
Всё – ожиданье, вольность и тревога,
Аголоса ушедших всё живей,
Не я иду – меня ведет Дорога
Кпоследнему приюту всех людей.

Праздник поминовения имеет ещё дохристианские корни – праздновали его и в Древнем Египте, и в Древнем Риме, и в Древней Греции. Обычай поминать умерших предков, родственников и всех христиан был введен бенедиктинским аббатом, святым Адилоном в 998 году. Через некоторое время эта традиция была официально принята во всей католической церкви. С 1 по 8 ноября у католиков проходит октава молитв об усопших. В эти дни верующие усиленно молятся о полном отпущении грехов тех душ, которые пребывают в чистилище. Сократить срок очищения могут добрые дела и молитвы людей, живущих и помнящих об усопших.

Но именно в Беларуси сохранились те, ещё дохристианские, обычаи празднования этого дня по народному календарю. Верующие отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями, приводят в порядок могилы, ставят горящие свечи. За ритуальным ужином принято рассказывать о добром наследии, которое осталось на земле после ухода родных людей в мир иной. Такие воспоминания являются своеобразным укреплением традиций рода и посвящением в его историю детей. В традиции белорусов до сих пор «Дзяды» – это прежде всего семейный праздник, праздник своего рода: ведь поминают в этот день своих родных… 

Традиционно празднование «Дзядоў» начиналось после появления на вечернем небе первой звезды. Хозяин зажигал свечу и передавал ее всем по кругу вокруг стола. Каждый должен был подержать эту свечу в руках. Потом читали «Отче наш», перечисляли всех умерших родных вплоть до седьмого колена. 

Перед самой трапезой хозяин обязательно приглашал за стол души предков: «Святыя дзяды, завём вас! Хадзiце да нас! Ёсць тут усё, што Бог даў, чым толькi хата багата. Просiм вас – ляцiце да нас!» Потом вставала мать, брала стопку блинов и, деля их крест-накрест на четыре части, раздавала всем по старшинству. Первую ложку кутьи клали на порог или подоконник – для дзядоў. Только после этого начинали есть сами. Блюд также должно было быть семь. Кутья и блины – обязательно.

Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Символика четных и нечетных чисел – это у славян деление мира на живых и умерших. В XIX столетии появился обычай на край стола, который ближе к красному углу, ставить отдельную тарелку с кусочками от всех блюд, вином и ломтиком хлеба для «дзядоў». Еще один из законов этого поминального стола – ничего с него не убирать до завтрашнего дня: верили, что души предков приходят ночью.

Заканчивалась ритуальная трапеза общей молитвой.

Мне часто вспоминаются замечательные слова Джона Локка: «Память – это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом…»



  • Мы в социальных сетях: