Наверх

Свои люди в высоких кабинетах помогали району шагать в будущее

15.04.2013 348 Наш край

Вряд ли Барановичский район сделал бы в советское время столь гигантские шаги в своем развитии без посторонней помощи. Впрочем, помощь была не совсем посторонней: ее оказывали земляки, выходцы из района, друзья-знакомые, занимавшие высокое положение в административно-партийном аппарате не только республики, но и Советского Союза. Если вам интересны подробности, 
то найдете их в этой публикации. Источник информации достоверный: с конца семидесятых годов Степан Тарасевич около 12 лет возглавлял райисполком и располагает любопытными сведениями о том периоде жизни района, который стал периодом расцвета.

По заданию генерал-лейтенанта

– С первым секретарем райкома партии Николаем Домениканом и руководителями колхозов-совхозов мы разработали план перевода районного сельского хозяйства на промышленную основу. План включал строительство животноводческих комплексов, внедрение новых технологий, возведение жилья, объектов соцкультбыта, – рассказывает Степан Иосифович. – Однако мы понимали, что один в поле не воин. Без помощи и под-держки со стороны руководителей высокого ранга достичь существенных успехов было невозможно.

К тому времени в районе уже работал комплекс по откорму крупного рогатого скота в совхозе-комбинате «Мир» на 10 тысяч голов бычков. Он стал первым в республике комплексом, где содержалось такое большое поголовье. Производственно-финансовые показатели комплекса убедительно доказывали правильность избранного пути: концентрация в животноводстве приносила результат. Деятельность птицефабрик промышленного типа тоже была тому подтверждением. Каждому хозяйству определили специализацию в зависимости от качества и расположения земель.

Было начато строительство еще одного гиганта – свиноводческого комплекса на 54 тысячи голов. Однако рабочей силы для возведения крупных объектов в районных строительных организациях не хватало. И Степан Тарасевич вспомнил о своих связях наверху – он обратился к министру внутренних дел республики генерал-лейтенанту Геннадию Жабицкому.

Они были знакомы с шестидесятых годов. Степан Иосифович возглавлял комсомольскую организацию колхоза, в котором работал, а  Геннадий Жабицкий занимал высоко котируемую по тем временам должность первого секретаря ЦК ЛКСМБ. Он приезжал на комсомольское собрание в колхоз.

Председатель Барановичского райисполкома обратился к Геннадию Жабицкому с просьбой открыть в районе два лагеря – для условно осужденных и условно освобожденных. Условия для их размещения имелись. Просьба являлась необычной, потому что соседство с зэками обычно никого не прельщало. А тут их прямо-таки приглашали в район, готовились принять чуть ли не с распростертыми объятиями. И всё корысти ради: нужна была рабочая сила для возведения свиноводческого комплекса «Восточный».

Министр внутренних дел командировал в район трех полковников для решения вопроса. Зашли они в кабинет Степана Тарасевича, честь отдали, доложили: «Мы прибыли по заданию генерал-лейтенанта!» Для условно освобожденных открыли лагерь в Лесной, для условно осужденных – в административном здании ПМК-17. Этих людей – около двухсот человек – задействовали на стройке. «Нормально они работали, – говорит Степан Иосифович. – Я часто бывал на объекте и своими глазами это видел».

Революционно настроенный

Строительство шло опережающими темпами. И не потому, что зэки повинность отрабатывали, – существовал иной, более влиятельный фактор в лице председателя «Белмежколхозстроя» Александра Кичкайло, открывшего району широкую дорогу в движении к поставленным целям. Он не мог не помочь землякам.

Александр Кичкайло, которого не раз еще вспомнят благодарные жители района, родился в Барановичах, окончил железнодорожную среднюю школу, политехнический институт, стал кандидатом наук. Возглавлял в Барановичах строительную организацию, был назначен председателем «Белмежколхозстроя». Под его руководством возводились поселок Жемчужный (приезжал каждую неделю контролировать ход работ), комплексы в «Мире», «Вольно-Чернихово», «Восточный», крупные фермы в хозяйствах, внеплановые объекты – такие, как Дом культуры, жилье в Крошине. Он бросал основные силы своей организации на Барановичский район, к которому был небезразличен, создал ДСПМК-143 для благоустройства Жемчужного и комплекса «Восточный». Жемчужный  признали в Советском Союзе шедевром жилищного строительства в сельской местности.

Александр Кичкайло любые вопросы решал с ходу, грамотно и оперативно. По выражению Степана Тарасевича, он был всегда революционно настроен, профессионал, каких поискать. Может быть, поэтому его карьера и далее развивалась стремительно: от заместителя председателя облисполкома до заместителя председателя Совета Министров республики.

Сейчас он на пенсии, живет в Минске, но продолжает работать, являясь заместителем директора фирмы по строительству домов усадебного типа. Несмотря на возраст (ему за 70), находится в хорошей форме (футбольная закалка молодых лет оказалась кстати), и любые задачи ему по плечу. Недавно они встречались в столице со Степаном Тарасевичем, выпили по сто грамм, вспомнили совместные годы больших крылатых строек.

В данном контексте нельзя не назвать еще одного человека, который, как и Александр Кичкайло, в то время занимался строительством в Барановичском районе. Это Петр Прокопович, возглавлявший  «Брестоблсельстрой». Он еженедельно присутствовал на заседаниях строительного штаба, дотошно следил за процессом возведения объектов.

Ныне Петр Прокопович – Герой Беларуси, заместитель Премьер-министра страны. Как говорится, по старой дружбе Степан Тарасевич, являющийся сегодня председателем ветеранской организации райисполкома, будучи в Минске, заглянул к нему в Дом правительства. Петр Петрович был занят, вел заседание одной из комиссий. Когда освободился и узнал, кто к нему заходил, по громкой связи сразу было объявлено, что он готов принять у себя Степана Иосифовича. Похоже, для Петра Прокоповича то время памятно и дорого – это были годы конкретных дел и свершений. Вице-премьер подчеркнул при встрече, что ждет от Барановичского района многого: район должен находиться в пятерке лучших в республике.

Шурин Брежнева

Строительство «Восточного» шло к завершению, но поставок оборудования для комплекса не было. Попытки районного руководства выйти на заводы-изготовители не принесли желаемых результатов. Нужно было искать обходные пути комплектации объекта. Первый секретарь обкома партии Ефрем Соколов как-то обмолвился, что союзное Министерство машиностроения для животноводства и кормопроизводства возглавляет шурин Брежнева Константин Беляк, имеющий родственные корни в Барановичском районе.

Где искать эти корни? Фамилия Беляк была известна в Белолесье. «С начальником райсельхозуправления Сергеем Ханько мы отыскали в деревне 95-летнего Игната Беляка, – вспоминает Степан Тарасевич. – Это был высокий, представительного вида мужчина». «Что вас ко мне привело?» –  поинтересовался тот. «Хотим знать, как дожить до 95 лет, – начали гости издалека. – Расскажите о себе». Игнат Беляк в молодости работал грузчиком в морском порту. Не пил, не курил, до самых заморозков ходил босиком, проживая в деревне.

Во время беседы выяснилось, что есть у него двоюродный брат в Москве, «очень большой начальник». «Не хотите с ним встретиться? – спросил Степан Иосифович. – Организацию встречи районные власти возьмут на себя». Тот с радостью согласился.

Степан Тарасевич позвонил министру в Москву и сообщил, что в Белолесье живет его брат и мечтает увидеться с ним. «У нашего Министерства есть два предприятия в Бресте – «Брестсельмаш» и завод теплогенераторов, – ответил Константин Беляк. – Я возьму командировку и приеду».

Но он был очень занятым товарищем. Степан Иосифович повторил звонок, а министр всё не ехал. При очередном телефонном разговоре председатель Барановичского райисполкома выложил карты на стол: «Завершаем строить животноводческий комплекс, но есть трудности с комплектацией. Нужна ваша помощь». Министр не мог отказать району, в котором проживал его двоюродный брат: «Напишите официальное письмо – обязательно поможем».

В Москву было отправлено послание с просьбой выделить для «Восточного» стойловые рамы, транспортеры, насосы, вентиляторы, теплогенераторы, агрегаты витаминной муки и т.д. – всего более двадцати наименований оборудования. В короткое время всё это стало поступать в район, что позволило досрочно ввести комплекс в действие.

Потом умер Брежнев. В газете «Правда» появилась критическая статья о возглавляемом шурином Генсека министерстве. Когда Степан Тарасевич позвонил в приемную министра, ему ответили, что тот находится в ЦК КПСС. «Я понял, что готовится отставка Константина Беляка. Так и случилось. Пусть наша встреча и не состоялась, но его помощь району была своевременной и необходимой», – подытожил Степан Иосифович.

Министр с хутора

Следующей проблемой, возникавшей после сдачи животноводческих комплексов в эксплуатацию, было накормить скот. Задача решалась лишь переводом комплексов на государственные корма. 70 процентов рациона бычков в «Мире» составляли концентраты. Барановичский район получал комбикормов из государственных ресурсов больше, чем продавал зерна. Он надеялся в основном на государство, потому что своими силами ему было не справиться с кормлением такого огромного поголовья.

Государство не подводило, комбикорма шли нескончаемым потоком. За комбикормовым конвейером опять-таки стоял свой человек, земляк, министр сельского хозяйства республики Федор Сенько.

Району повезло, что на хуторе, в метрах двухстах от того места, где потом построили знаменитый на весь Советский Союз комплекс по откорму крупного рогатого скота, родился будущий министр сельского хозяйства. Он не мог не помогать своей малой родине. Но заинтересован он был не только как земляк, но и как министр, потому что видел перспективу в переходе животноводства на промышленную основу.

Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, кандидат наук Федор Сенько дружил с Барановичским районом, часто сюда приезжал. «Мы с удовольствием его приглашали», – замечает Степан Тарасевич. На птицефабрике «Дружба» работал родной брат министра.

Потом влиятельного земляка забрали на повышение в Москву. В постперестроечное время он открыл там свою фирму, стал призидентом ЗАО «Агротехнология». След на барановичской земле оставил заметный, вспоминают его здесь добрым словом.

В районе строились не только производственные, но и социальные объекты. Благодаря еще одному достойному человеку, профессору медицины Александру Руцкому, родившемуся в Бартниках, появилась больница в Вольно. Светило белорусской отрасли здравоохранения содействовал ее строительству, заслужил право быть выдвинутым земляками кандидатом в депутаты Верховного Совета республики.

Депутатом Верховного Совета СССР от района был избран генеральный директор ТАСС Сергей Лосев. Степан Тарасевич с Николаем Домениканом лично ездили в Москву, чтоб вручить ему депутатский мандат. Информационная поддержка району во всех добрых начинаниях отныне была обеспечена.

Сергей Лосев как депутат отчитывался на собраниях в районе о выполнении наказов избирателей. Степан Иосифович не забыл, как вместе ходили в баню в Хатках, потом обедали: «Хороший человек был». Сергей Лосев, увлекавшийся подводным плаванием, скончался в результате несчастного случая.

Восьмидесятые годы стали наиболее успешными в развитии района. Рентабельность сельскохозяйственного производства достигла 46 процентов – такого не было за всю историю района. В достижениях тех лет была немалая заслуга людей в высоких кабинетах, которые способствовали процветанию барановичской земли и делали это абсолютно искренне.



  • Мы в социальных сетях: