Наверх

Спасительный шведский плот

09.04.2014 270 Наш край

С 29 октября 2013 года для барановичского предприятия «Барановичидрев» начался отсчет нового этапа: санации. У кризисного управляющего Александра Мищука, который прибыл к нам из Пинска, были оптимистичные прогнозы на перспективы. Он не скрывал уверенности в том, что предприятие удастся реанимировать.

Предприятие погибло

Александра Михайловича не смутил даже тот факт, что чуть раньше, с 15 октября, производство полностью остановилось. Свои надежды он возлагал на котельную предприятия, от которой получали тепло и горячую воду жители  поселка Восточного. Однако планам сбыться было не суждено. Долги за потребленный газ привели к тому, что Хозяйственный (теперь Экономический) суд Брестской области своим решением передал котельную в безвозмездное пользование городу. Такой поворот в деле санации кризисного управляющего не устроил. Александр Мищук после многочисленных неудачных попыток вернуть котельную признал свое поражение: «Нет смысла работать дальше. Какая санация? Предприятие погибло однозначно». Он шесть раз подавал заявление об отставке, однако прошение не приняли: на Брестчине не нашлось человека, который бы взял управление процессом банкротства и, соответственно, всю ответственность за 150 человек – столько работающих на конец 2013 года насчитывал коллектив «Барановичидрева» – на себя.

Режим ожидания

Сегодня, по признанию кризисного управляющего, коллектив, в котором осталось 124 человека, находится в режиме ожидания. Пятый месяц люди, в том числе и сам Александр Мищук, не получают заработную плату. Её долг вырос до 316 миллионов рублей. А из чего выплачивать зарплату, если производство не работает, никаких дивидендов не приносит? Уже и весь металлолом сдали, осталось, по словам Александра Мищука,  миллионов на пятьдесят.

Но люди не разбегаются, они надеются. И есть на кого. На «Барановичидреве» появились сразу два арендатора. Если с первым, «Интерстройкомплектом», который занимается производством пластиковых окон, есть договоренность о трудоустройстве пяти членов коллектива «Барановичидрева», то со вторым – СООО «ЭкоДория» – планы большие и долгосрочные. Совместное общество с ограниченной ответственностью, учредителем которого стала крупнейшая шведская фирма «Интернейшл Трейдинг», выступает в качестве потенциального инвестора «Барановичидрева». В феврале из Испании в Клайпеду, а затем в Барановичи прибыл целый завод по производству деревянных дверей. Оборудование более чем на 1 миллион евро, которое разместилось на 4 тысячах квадратных метров арендованных площадей, пока не распаковано. Идёт процесс подготовки производства к запуску.

Наследили, однако…

Но не всё так просто. Директор «ЭкоДории» Александр Романюк, с которым мы обходим арендованную территорию, показывает следы бесхозяйственности: в одном месте вода парит, в другом – льётся прямо с крыши, громко падая в образовавшуюся яму. На крыше цехов выросли деревья. Одно из них прижилось на теплопункте, кровля в этом месте обвалилась, и вода падала прямо на трансформатор, в любое мгновение грозя наделать беды. А на некоторых зданиях крыши вообще не было!

Не порадовали арендаторов и цеха внутри, где предстояло разместить оборудование. Стены, потолки, полы, по рассказу Александра Романюка, представляли собой зелено-черную мазню. «Господи, как стыдно-то, думала про себя, до чего довели предприятие!» Плачевное состояние подведомственного предприятия лицезрел недавно и новый министр архитектуры и строительства республики Анатолий Черный. По словам кризисного управляющего Александра Мищука, после увиденного столичный гость произнес лишь одну фразу: «Только отдавать!»

…Поэтому я очень обрадовалась, когда вместо мрачной картины, нарисованной топ-менеджером «ЭкоДории», увидела отремонтированный светлый, просторный цех. О его темном прошлом, впрочем, напоминало желтое пятно на стене, которое не удалось вывести ни отделочникам, ни тепловентилятору. «По-видимому, в этом месте особенно намокло». Выход Александру Романюку подсказала находчивая Татьяна Латышева. Начальник управления по труду, занятости и социальной защите горисполкома вместе со своими специалистами как раз проверяла выполнение требований по охране труда. «А вы на это место поместите стенд по охране труда, всё и устроится». Директор пожелание принял.

Дома и стены помогают

Пока мы с топ-менеджером обходим территорию, я прошу моего собеседника рассказать о себе. Оказалось, он родом из Барановичей, в своё время закончил среднюю школу №17, затем юридический факультет БГУ. Два его старших родных брата были известными в Барановичах врачами, сегодня живут и работают в Америке. А в нашем городе Александра Романюка ждёт мама. Сам он – давно столичный житель, ездит из Минска в Барановичи на работу.

С крупнейшей шведской фирмой «Интернейшл Трейдинг», которая известна в мире как производитель поликарбонатов и продукции деревообработки, Александр Романюк познакомился в то время, когда в качестве юриста консультировал иностранные компании. «Барановичидрев» – его четвертый завод, который он, как топ-менеджер, восстанавливает. Для позитивного и искреннего специалиста, каким мне показался руководитель, наше предприятие особенно привлекательно, потому как Барановичи – родной город Александра Николаевича. А чувства благодарности, патриотизма, о которых мы с ним говорили,  не спрячешь.

«ЭкоДория» – еще не собственник «Барановичидрева». Однако уже вложила и вкладывает в восстановление цехов немалые средства. В первую очередь сделали крышу. Процесс восстановления производства напоминает мне и модернизацию, и реконструкцию сразу. Да так оно и есть. Потому что ремонт цехов, замена крыши – это далеко не всё, что сейчас делается на заводе. Самое главное – построить сети тепло- и электроснабжения. Старая энергоемкая котельная, по образному выражению Александра Романюка, вытопила «Барановичидрев» в трубу и «ЭкоДории» не нужна. На новом заводе, говорил его директор, предполагается установить две модульные котельные: одна будет работать на газу, другая – на твердом топливе.

– Чтобы всё это ожило, надо вложить порядка трех миллионов евро, – убежден топ-менеджер.

Первая доска

Производить продукцию из массива – такова задача у «ЭкоДории». Это производство будет иметь законченный цикл: от заготовки древесины до выпуска готовой продукции. Мне повезло: как говорят, на глазах запустили в работу лесопилку «Барановичидрева». Из доставленного лесовозами кругляка-сосны с Гомельщины вышла первая обрезная доска.

Из 124 работников «Барановичидрева» 18 уже работают на «ЭкоДории», часть из них занята на лесопилке. О профессиональных качествах рабочих Александр Романюк пока сказать не может: слишком мало времени они трудятся, а об инженерных кадрах отзывается хорошо. «Адекватные специалисты».

Первая работа пилорамы показала, что необходимо заменить и её на более эффективную и высокопроизводительную. «К концу мая планируем запустить оборудование», – говорит Александр Романюк.

– А продукцию куда будете поставлять?

– На скандинавский и азиатский рынок. Партнеры из Туркмении  уже звонили, готовы покупать нашу продукцию хоть сегодня.

В качестве сырья для будущих филенчатых дверей, окон (никакого пластика!), фасадов кухонь будут использоваться дуб, ольха.

Де-факто и де-юре

Итак, договор с «ЭкоДорией» заключен пока только на год, да и то лишь на аренду зданий. Дело о передаче в собственность шведам контрольного пакета акций – 83,83%, – который сейчас в руках государства, продвигается не так быстро, как хотелось бы иностранным инвесторам. Вот какова позиция совладельца фирмы «Интернейшл Трейдинг» шведа азиатского происхождения Амид Набизаде, с которым в тот же день удалось познакомиться на «Барановичидреве»:

– Наш серьёзный настрой виден не на словах, а на деле, – черноволосый красавец Амид с открытым лицом и хорошим русским языком вызывает искреннюю симпатию. Александр Романюк подсказал, что русскому его обучила жена-белоруска. – В ближайшие пять лет мы намерены инвестировать сюда около 150 миллионов евро, в том числе и погасить долги «Барановичидрева». Планируем, что в вашем городе будет работать не один, а сразу три завода. Для этого и количество фирм-заготовителей предполагаем довести до 10 вместо одной, которая сейчас работает на Гомельщине. Считаю, что мы достаточно лояльно и активно себя показываем. Но у нас нет реальных гарантий. К сожалению, пока только обещания. Министерство архитектуры и строительства не торопится передать нам акции в собственность. Пока мы взяли тайм-аут, потерпим. Но если в ближайшее время этого не случится, мы покинем ваш город.

Очень хочется, чтобы подписание документа о передаче «Барановичидрева» в собственность «ЭкоДории» в высоких столичных кабинетах ускорилось. От этого выиграют все.



  • Мы в социальных сетях: