
Количество коррупционных преступлений в Беларуси за пять лет снизилось на 42%. При этом эффективность борьбы с коррупцией повысилась. Следователи сейчас разбираются в более сложных и сверхзапутанных преступлениях. О том, как удается раскрывать дела даже многолетней давности, рассказал в интервью БЕЛТА заместитель председателя Следственного комитета Анатолий Васильев.
– Какова доля коррупционных преступлений в общей структуре преступности и в каких отраслях фиксируются такие преступления?
– Количество коррупционных преступлений в общем числе уголовно наказуемых деяний сравнительно невелико. Проводимая государством комплексная антикоррупционная работа дает ощутимый результат. За последние годы количество коррупционных преступлений уменьшилось практически вдвое. Из более чем 24 тыс. уголовных дел, направленных в суды за январь – октябрь 2025 года, лишь 195 – по фактам взяточничества, 67 – по фактам злоупотребления и превышения служебными полномочиями, 143 – по фактам хищений, совершенных должностными лицами с использованием своих полномочий. Таким образом, доля уголовных дел коррупционной направленности составляет менее 2%.
– Выявляются ли факты коррупции в сельском хозяйстве?
– К сожалению, уровень коррупции в сельском хозяйстве остается сравнительно высоким. За январь – сентябрь текущего года практически каждое пятое коррупционное преступление выявлено в сфере сельского хозяйства (109 из 563).
– А какова самая крупная сумма взятки, зафиксированная за последнее время?
– Этот случай освещался в СМИ: первый заместитель начальника Белорусской железной дороги осужден за получение взяток на сумму свыше 2 млн рублей. Также установлено получение им еще около 7 млн рублей в качестве иных форм незаконного дохода. Все эти деньги обращены в доход государства.
– Общеизвестно, что мобильный телефон сегодня – это основной источник информации о человеке. Используется ли этот ресурс следователями в рамках расследования коррупционных преступлений?
– В распоряжении Следственного комитета имеются программные и аппаратные средства получения информации, содержащейся на компьютерном оборудовании и мобильных телефонах, а также удаленной с соответствующих устройств, – зачастую эта информация содержит важнейшие доказательства перечисления взяток. Она особенно важна при расследовании «бесконтактных» форм взяточничества, когда предметом взятки выступают не наличные денежные средства, а криптовалюта или безналичные платежи.
Подготовила Наталья СМИРНОВА