Наверх

Слово о солдате. Жизнь, отданная небу

29.10.2025 344 Наш край

Как хорошо знают наши постоянные читатели, в этой рубрике люди делятся воспоминаниями о воевавших родственниках. Расскажет о своем отце и наша горожанка Тамара Гаврилова. Только ее нет на этом свете уже почти три года...

Когда хочешь сохранить и передать потомкам что-то очень важное и дорогое, эта память должна жить не просто в сердце. Наверное, так рассуждала Тамара Ивановна, когда решила записать свои воспоминания об отце, бравом военном летчике Иване Шломе. Уроженец Украины, он почти 30 лет жил и работал в Барановичах, на нашей земле обрел и вечный покой: похоронен в Русино.

Внукам Ивана Степановича Анастасии и Ивану (назвали его так в честь сразу обоих дедушек – двух Иванов) было 3 и 5 лет, когда их дедушка по линии матери умер в 1987 году, поэтому помнят они его очень мало. Но не только бережно хранят старые фотографии и листы в клетку с воспоминаниями своей мамы, но и гордятся близким человеком, его военными подвигами.

Когда небо – мечта

Иван Шлома родился в 1922 году в селе Ново-Троицкое Запорожской области. Рос без матери, пережил голод на Украине в 1939 году. Сложно сказать, откуда у этого мальчика появилась мечта покорить небо, но 17-летний парень поступил в Павлодарское летное училище. Когда он собрался уехать из дома, мачеха очень этого не хотела, «кричала»: ей надо было, чтобы пасынок нянчил ее младших детей и пас коров. Желание летать было сильнее, и Иван его осуществил.

В 1940–1943 годах он учился в Челябинском высшем авиационном училище штурманов, стрелков и радистов. Оттачивать мастерство молодому летчику пришлось в самых что ни на есть боевых условиях. Летал он на штурмовиках «ИЛ», которые немцы называли «мясниками» и «черной смертью» и каждый вылет на которых был сопряжен с огромным риском.

140 пробоин от пуль

В рядах действующей армии Иван Шлома был с 21 июля 1944 года. Как и большинство участников тех событий, говорить о них не любил.
«О войне никогда нам не рассказывал, только говорил: «Небо ошибок не прощает». Не любил говорить даже с сыном о своем ранении, о том, как упал самолет в воду, о том, как в одном из боев на самолете было 140 пробоин от пуль, – читаем мы в записях Тамары Гавриловой. – Мой отец участвовал в освобождении Белоруссии, Клайпеды, Кенигсберга, Румынии, Берлина. А еще он встречался с американскими и французскими летчиками на Эльбе, они в союзе вели войну с Гитлером. В 1945 году посылали документы на получение звания Героя Советского Союза за боевые заслуги в войне, но из-за прямолинейного, честного, взрывного характера отца командир дивизии отозвал документы».

shloma3_1.jpg

Подвиги военного лётчика

Тем не менее гвардии младший лейтенант штурман самолета 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного Смоленско-Будапештского Краснознаменного полка Иван Шлома приказом от 25 мая 1945 года был награжден орденом Красной Звезды, и из сохранившегося наградного листа можно узнать о его личных боевых подвигах, о которых сам летчик предпочитал не рассказывать:

«За время участия в Отечественной войне в составе 2 ГБАП (2-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. – Примеч. авт.) с июля 1944 по май 1945 года совершил 15 боевых вылетов на бомбардирование городов и военных промышленных объектов Германии: Тильзит, Инстербург, Кенигсберг, Данциг, Фюрстенвальде, Берлин и др. 

В полетах и над целью ведет себя смело и мужественно. Хорошо овладел вождением самолета в темную ночь. Материальную часть стрелково-бомбардировочного вооружения самолета ИЛ-4 знает хорошо. Не имеет ни одного случая возвращения с маршрута боевого задания.

19.3.45 года экипаж бомбардировал гор. Кенигсберг, прикрытый тремя батареями ЗА (зенитной артиллерии. – Примеч. авт.) среднего калибра. Экипаж вышел на цель, прицельно поразил ее и благополучно вышел из зоны зенитного огня.

7.4.45 года при налете на Кенигсберг, не доходя до цели 20–30 км, отказал правый мотор самолета: несмотря на это, экипаж решил продолжать полет, штурмом помогал летчику в управлении самолетом. Правильно зашел на цель, метко поразил ее и благополучно возвратился на свой аэродром.

24.4.45 года экипаж бомбардировал гор. Берлин. Погода по маршруту была исключительно неблагоприятная – 10-балльная облачность на Н-100 метров».

В том же 1945-м Иван Шлома был награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
 
Не в бою, но в строю

О послевоенном этапе жизни Ивана Степановича остались лишь фрагментарные сведения. Из записей его дочери следует, что в 1950-м году он окончил Ивановское высшее училище штурманов дальней авиации. В этих же записях указано, что «его не повышали, так как был женат на польке-иностранке, работал в должности полковника».
 
А вот что говорит внучка летчика Анастасия:

– Моя бабушка Станислава Иосифовна часто рассказывала, что увидела своего будущего мужа в зеркале во время их девичьих гаданий. Был он в летной форме. И лицо она разглядела. Когда встретились, ни на минуту не сомневалась, что это ОН. А дедушка Иван... Он не мог не заметить статную золотоволосую красавицу с лицом как с иконы. И не важно, что она была «западенкой», что это помешало бы его военной карьере...

Мы не можем судить, насколько это причудливое переплетение любви и политики оказалось разрушительным для карьеры на самом деле. В записях дочери можно найти строки: «В 36 лет отец считался первым штурманом полка», а на странице портала «Подвиг народа», посвященной Ивану Шломе, – информацию о награждении его в 1951 году медалью «За боевые заслуги», в 1956 году – орденом Красной Звезды, а в 1957 – орденом Красного Знамени. Значит, небо – без оглядки на любые обстоятельства – было для него родной стихией, которой он отдавал себя без остатка.

Никто не забыт

После войны дедушка с семьей жил и служил в гарнизоне в Житомире, рассказывает Анастасия. В 1960 году Иван Степанович вышел на пенсию, и они переехали в Барановичи, так как здесь жила мама жены. Иван и его золотоволосая красавица Станислава вырастили и достойно воспитали двоих детей. Сын Виктор окончил экономический университет, дочь Тамара – иняз, какое-то время работала в Красном Кресте, возила в Англию онкобольных детей, даже была героиней газетной публикации. В Барановичах Иван Шлома работал комендантом в стройтресте № 25, преподавал. Умер в 1987 году из-за серьезной болезни желудка...

shloma3.jpg

… Заботливой рукой Тамары Ивановны выведено:

«Вот таким был мой отец. Особенности его профессии описаны Сент-Экзюпери в повести «Военный летчик». Книга у Насти».

Книга действительно хранится у Анастасии, и она уверяет, что обязательно выкроит время и ее прочитает. А мы уже читаем – строки, написанные Тамарой Ивановной: «Всё это пишу – может, когда-нибудь это будет интересно знать семье». Читаем, потому что история ее отца Ивана Шломы – достояние не только его потомков: это часть нашей общей памяти. И пока мы помним, герои по-прежнему с нами и вдохновляют нас силой духа.

Татьяна КОНОШЕНКО




  • Мы в социальных сетях: