
Горожанка Дина Ефимович своего дедушку по линии отца, Валентина Матвеевича, почти не помнит. Все воспоминания о нем сотканы интуитивно из ощущений детства, которые рисуют деда заботливым, трепетным, беззаветно любящим внучку.
Перечёркнутая юность
Сначала на фронт ушли отец вместе со старшим братом, и больше уже увидеться со своими родственниками юному Валентину было не суждено. И без того окрашенная в темное войной, юность оказалась от этого перечеркнутой окончательно. Вслед за погибшими родными защищать родную землю от коричневой напасти отправился и Валентин, охваченный желанием отомстить фашистам за пролитую кровь и жизни близких людей, а также не допустить, чтобы такая же участь постигла и остальных его родственников.
– На фронт дедушка ушел 10 августа 1942 года. Подумать только, ведь ему тогда было всего лишь 17 лет, а он уже с оружием в руках защищал свою землю, людей. Каждый день видел кровь, смерть, сам не раз оказывался на волосок от гибели. Я иногда смотрю на современных подростков, ровесником которых мой дедушка был, когда пошел воевать, и просто в голове не укладывается, что это реально происходило, – рассуждает Дина.
На пути к Победе
Призывался на фронт Валентин Макаров у себя дома в станице Малаховка, а боевой путь начинал на Новгородчине, где участвовал в боях за освобождение Старой Руссы. Кстати, судьба много раз меняла место жительства родственника нашей собеседницы, но символично, что последние годы своей жизни он провел именно в этом городе, который когда-то много лет назад помог очистить от оккупантов.
– Дедушка участвовал еще в боях на Псковщине и Смоленщине, вписано его имя и в Победу на белорусской земле – ее он тоже освобождал, – рассказывает Дина. – Он также был одним из тех, кто штурмовал Кёнигсберг, за это награжден медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени. Есть среди его наград также и орден Отечественной войны II степени.
После освобождения Кёнигсберга Валентин Макаров в составе 250-го стрелкового полка освобождал остров Сахалин. По окончании войны в сентябре 1945 года остался там на сверхсрочную службу в 219-м гаубичном артиллерийском полку, где был командиром связи. В 1953 году был уволен в запас по окончании сверхсрочной службы.
Под мирным небом
До 2008 года Валентин Макаров вместе со своей семьей так и жил на острове Сахалин. Здесь же родилась Дина, здесь прошло ее раннее детство.
– Дедушку я очень слабо помню – когда мне было всего три года, родители уехали в Барановичи. Мама родом отсюда, и ее потянуло к корням, отец не стал сопротивляться и исполнил ее желание. Родители мне говорили, что дедушка просто души не чаял в своих внуках, они для него были просто самым бесценным, что только может быть у человека. А про меня рассказывают, что я просто веревки могла из него вить, и он не сопротивлялся даже. Радовался. Я сейчас понимаю, откуда в нем был этот трепет. Ведь он не мог не понимать, что это подарок судьбы, что позволила ему вернуться с фронта домой живым, родить детей, которые потом подарили ему внуков. Он осознавал, что мог ведь так и остаться навсегда на поле боя, как тысячи других, кто заплатил жизнью за наш мир, – рассуждает Дина.
Родственник нашей героини прожил долгую жизнь, смог реализоваться в мирном времени не только в семье, но и в профессии.
– Долго дедушка работал в рыбно-потребительском кооперативе Сахалинской области, где занимал разные должности. Был бухгалтером, инструктором, начальником торгового отдела, юрисконсультом. После выхода на пенсию почти все свободное время дедушка проводил на рыбалке. Любил всё делать своими руками, и у него это хорошо получалось. Самостоятельно, без чьей-то помощи построил двухэтажную дачу, потом баню. Если что-то ломалось, сам всё чинил, ремонтировал телевизоры, проигрыватели для пластинок. А однажды даже сам собрал магнитофон из каких-то старых деталей, – со слезами на глазах передает свои немногочисленные воспоминания о родственнике Дина. – Единственное, чего родные от него так и не дождались, так это рассказов о войне.
Встреча через годы
К сожалению, сложилось так, что связь между семьей Дины, которая переехала в Беларусь, и родственниками, оставшимися на Сахалине, оборвалась в 2008 году на долгие годы. Тогда там произошло сильное землетрясение. Родственники спешно собрались и уехали, куда – неизвестно.
– У нас долго не получалось их найти, не могли и они дать нам о себе знать – были причины. Но мое желание снова их обрести было настолько сильным, что я пробовала самые разные способы. Решилось всё в 2014 году, когда я обратилась за помощью на передачу «Жди меня», и вот свершилось – родные нашлись. В эфире программы мы не были, нам организовали встречу по видеосвязи. Они живут в городе Старая Русса. Том самом, который дедушка когда-то освобождал от немцев. И вот тогда я и видела его в последний раз. Видела только я… Он к этому времени полностью ослеп, поэтому рассмотреть, как выросла его внучка, не смог. Вскоре после этого он умер, ему было 90 лет, – рассказывает Дина.
Вновь обретшие друг друга родственники теперь крепко держатся друг за друга.
– В нашу первую встречу папина сестра – тетя Инна – подарила моему сыну наградные часы дедушки, которые ему вручили по случаю 50-летия Победы. У него было двое таких часов. Тетя рассказала, что он завещал подарить их своим правнукам – получается, верил, что всё равно мы найдемся, – говорит Дина. – Теперь одни часы достались внуку тети, а вторые носит мой сын. Почти не снимает. Для него это особенная какая-то гордость – подарок от человека, благодаря которому его юность война не сломает…
Наталья СМИРНОВА