Наверх

Слово о солдате. Ее лицо привиделось в горящем танке

03.09.2025 310 Наш край

Он увидел ее мельком и влюбился с первого взгляда. Ей его нагадали. Они оба прошли войну, встретились на танцах и поженились. Две тесно связанные истории, переплетенные между собой какой-то мистической нитью, поведала внучка участника Великой Отечественной войны и узницы немецкого лагеря смерти, жительница города Наталья Сухорукова.

Предсказание ведуньи

Ее бабушка по материнской линии, тоже Наталья, 16-летней девчонкой за компанию с деревенскими подружками, желающими узнать будущее, отправилась к ведунье. Когда они вошли в дом, женщина категорично отказалась говорить им что-либо, а вот Наташу попросила остаться. «Ты выйдешь замуж, у тебя всё будет хорошо, но у твоего жениха чего-то не будет», – такую фразу гадалка адресовала молодой девушке. Значения предсказанию она не придала, а рассказав о нем подругам, лишь вызвала хохот и смешливые предположения, чего же у будущего мужа Наташи может не быть. Через годы это пророчество сбудется.

Наталья Портянка родилась на Минщине в деревне с красивым названием Журавы Крупского района. В 1941 году, когда территорию уже заняли немцы, на ее глазах расстреляли мужа старшей сестры, при том, что та была на сносях. После этого сестра родит глубоко недоношенного ребенка, почти прозрачного, но мальчик выживет вопреки всему.

Воровала хлеб, чтобы выжить

Только окончивших 10-летку Наталью, ее двоюродную сестру и еще нескольких девочек из деревни погрузили в вагоны и отправили в крупнейший женский концлагерь в нацистской Германии Равенсбрюк. Там содержались женщины сорока национальностей. В отличие от узниц-славянок представительницы других национальностей получали какие-то посылки по линии Красного Креста.

– Насколько бабушка была всегда кристально честной, никогда не позарилась на чужое, в лагере ей приходилось воровать хлеб, – такие подробности она рассказывала своим старшим дочерям, моим тетям, ведь то, что давали советским женщинам, едой назвать было сложно, – отмечает Наталья Сухорукова.

Ее бабуля мечтала стать учительницей, но вместо этого четыре невыносимо долгих года терпела холод и голод, видела, как расстреливают, уничтожают людей в газовых камерах.

Хрупкой Наталье Кузьминичне, ростом около полутора метров, приходилось трудиться на валке леса. Работали по колено в воде, из-за чего ее до последних дней жизни сильно мучили боли в ногах. Подъем был в четыре утра, перекличка, а потом работа по 13–14 часов в день.

– Рядом с ними валили деревья дети. Когда они пытались укрыться от холода, прижимаясь друг к другу, надзиратели били их палками, топтали ногами, обливали ледяной водой, – пересказывает воспоминания бабушки наша собеседница. – Единственное, что держало их все эти годы, – это песня.

Когда был более лояльный наряд надзирателей, девушки могли петь. И даже после войны, когда у бабушки оставалась погостить внучка Наташа, наша собеседница, к Наталье Кузьминичне приходили подруги и проникновенно пели «День Победы» и «Синий платочек».

Ночевали узницы в неотапливаемом бараке, спали на бумажных мешках, набитых соломой. Освободили их лишь 8 мая 1945 года. На этом испытания не закончились. С двоюродной сестрой Наталья Портянка добиралась домой пешком! Без денег, без еды. А дома их ждало почти полностью сож­женное село, уцелели считаные дворы.

Был дважды ранен

Дедушка Натальи, Леонид Сас, родился и вырос в соседней деревне Прудины. После окончания местной школы поступил в Харьковское военное танковое училище. Только выпустился Леонид Леонтьевич, как тут же попал на фронт в возрасте 21 года в звании младшего лейтенанта.

– Первое ранение получил в 1942 году. Осколок попал ему в легкое и оставался в нем до конца жизни. Фактически из-за этого потом у него развился рак, от которого он и умер, – рассказывает внучка.

Первую награду, медаль «За отвагу», он получил в 1943 году. 25 марта во время боевых действий в деревне Большая Вешинка командир взвода танковой роты 27-го танкового полка лейтенант Леонид Сас в бою «смело и решительно вел свой танк, уничтожал живую силу и технику врага. Боевая задача была выполнена хорошо, взята деревня Большая Вешинка. Товарищ Сас, маневрируя своим танком, на поле боя уничтожил огневые точки противника, тем самым обеспечил быстрое продвижение нашей пехоты вперед», такая запись имеется в наградном листе.

В марте 1944-го отважный танкист был удостоен еще одной высокой государственной награды. Самым значимым для него стало сражение на Курской дуге под Прохоровкой. Являясь командиром танка Т-34, Леонид Леонтьевич уничтожил два дзота с пулеметными установками и взвод пехоты немецко-фашистских захватчиков. Продолжал неравный бой в горящей машине и вместе с членами экипажа покинул танк в самый последний момент. За это сражение он был награжден орденом Красной Звезды.

Получив тяжелые ранения, остаток войны уже старший лейтенант Сас провел в различных госпиталях. В День Великой Победы будет представлен и к еще одной награде – медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Увы, в своем последнем бою он лишился левого глаза и левой руки – вот чего будет не хватать будущему мужу Наташи Портянки, и слова гадалки таким образом обрели смысл...
_0027.jpg

Жену любил, дочерей баловал 

Впервые Леонид увидел Наташу в своей деревне, когда девочке было лет 13. Она вместе с отцом, который шил кафтаны и тулупы, ходила по близлежащим деревням и записывала снятые мерки. Девушка очень понравилась Леониду, и он уже тогда выбрал ее своей женой.

– А второй раз, когда ему привиделось ее лицо, он находился в том самом горящем танке, – рассказывает внучка. – Встретились они после войны на танцах. Возле дедушки крутилась какая-то девушка, но бабушка была уверена, что он пойдет провожать именно ее.

Так и случилось. В 46-м они расписались. Хоть у Леонида Леонтьевича не было одной руки, он принимал участие в строительстве своего дома, поленницу никто не мог сложить лучше его. Жену сильно любил, переживал, что не может в полной мере помогать ей. У супругов родились три дочери. Характер имел мягкий, баловал дочек, однако прожил недолго – в 1973 году его не стало.

Леонид Леонтьевич занимал должность председателя местного райпотребсоюза, инструктора в райисполкоме. Наталья Кузьминична вела воинский учет в поселковом Совете, была депутатом, на пенсии работала в военкомате.

Тост на все времена

Ее наша собеседница хорошо помнит и тепло вспоминает о времени, проведенном вместе.

– Бабушка была красивая, хорошо пела. Была добра, но строга: видимо, тот холод, в котором она провела военные годы, было не отогреть, – считает внучка. – Когда родня собиралась за столом и начинала жаловаться на жизнь, бабушка говорила: «Дети, не грешите Богу». И всегда у нее был единственный тост: «Чтобы не было войны!».

Для супругов Сас 9 Мая не было радостным праздником, скорее, днем скорби и страшных воспоминаний. У каждого была своя война, своя боль, свои потери, поэтому афишировать подробности никому не хотелось.

– Часто я задаю себе вопрос: если бы, не приведи Господь, на мою долю выпали такие испытания, смогла бы я с честью и достоинством пройти через всё это? Не сломаться, не озлобиться, – рассуждает Наталья Сухорукова. – Не знаю. Наверное, они были просто другими. У них была непреодолимая жажда жить, они хотели светлого будущего, ради которого делали невозможное.

Ольга ШАРАПО




  • Мы в социальных сетях: