Наверх

Следы трагических событий

01.02.2013 495 Наш край

В один из январских дней погода, наконец, позволила встать на лыжи – природные катаклизмы прекратились, мороз был небольшой, да и снег порядочно уже прикрыл собой землю. Такчто дело оставалось за малым – подготовить свое нехитрое снаряжение и отправиться в урочище Гай – пожалуй, любимое место для катания среди лыжников, жи­вущих в восточной части на­шего города.

Следуя старой привычке не упускать из виду что-либо интересное, автор прихватил с собой фотоаппарат.

Погода действительно вы­далась отличная, свежий воз­дух и пение зимних обитате­лей леса придавали бодрос­ти, так что несколько кило­метров пути были преодоле­ны без малейшей усталости.

Наконец, показался край леса. Далее, за последними деревьями, пейзаж был уже весьма прозаичным. Там про­стиралось обширное поле, с левой стороны была видна линия железной дороги, а с правой раскинулась соседняя с Барановичами деревенька Дубово.

Но вот прямо посреди поля взгляд остановился на какой-то одинокой постройке. Лю­бопытство взяло верх, при­шлось пройти ещё пару сотен метров, чтобы рассмотреть объект.

Постройка оказалась дотом – фортификационным соору­жением, возведенным немец­кими солдатами, захвативши­ми Барановичи во время Пер­вой мировой войны.

Вотчто удалось выяс­нить об этих сооруже­ниях. 1915-й год выдался крайне неудачным для рос­сийской армии. Царские вой­ска, преследуемые немцами и их союзниками-австрийца­ми, отступали, сдавая один населенный пункт за другим. В сентябре 1915 года солда­ты кайзеровской армии всту­пили в Барановичи. В районе нашего города фронт, нако­нец, стабилизировался, и про­тивоборствующие стороны перешли к позиционной вой­не, начали строить полевые укрепления, буквально вгры­заясь в землю.

Ав следующем 1916 году немцы и австрийцы стали воз­водить более капитальные со­оружения с применением бе­тона, дерева, камня, гофри­рованного железа.

Летом 1916 года российс­кое командование предпри­няло попытку наступления под Барановичами. Однако, как и в большинстве операций Пер­вой мировой войны, оборона оказалась сильнее нападе­ния. Отборные российские гренадёрские полки и крупно­калиберные орудия не смогли прорвать укрепленные пози­ции ландверного (то есть со­стоящего из простых опол­ченцев) германского корпуса. Наступление захлебнулось, а немцы возобновили строи­тельство дотов с ещё боль­шим энтузиазмом.

Двухлетнее сидение на мес­те наложило отпечаток на ха­рактер строительства укрепле­ний. Преобладающим типом сооружений стали не огневые точки, а укрытия, ведь в окоп­ной войне у солдата было го­раздо больше шансов погиб­нуть от артобстрела, чем быть застреленным. Укрытия посте­пенно превращались в ком­фортное по фронтовым мер­кам жильё – с электричест-вом и водоснабжением, арми­рованными стёклами в окнах и импровизированной противо­химической защитой, иногда даже с печками, мебелью, а кое-где и с обоями. Часто ук­рытие совмещалось с наблю­дательным пунктом, а то и с огневой точкой.

Российские войска так и не смогли овладеть вражескими укреплениями в районе Барановичей. Но и ок­купанты не смогли продер­жаться в них слишком долго. В ноябре 1918 года в Герма­нии началась революция, вскоре немецкая армия капи­тулировала, и гордые потом­ки тевтонских рыцарей вы­нуждены были покинуть за­хваченные территории. Окку­панты ушли из Барановичей в январе 1919 года.

Оставшиеся в полях под Барановичами старые доты являются молчаливыми сви­детелями этого непростого периода в истории нашего города.



  • Мы в социальных сетях: