– 40-летие предприятия в 1984 году помню, как будто это было вчера, – улыбаясь, рассказывает Владимир Цуран, наладчик автоматов и полуавтоматов автоагрегатного завода.
– Праздник проходил в городском Доме культуры. Награждали лучших работников, передовиков, общественников, звучали песни, хорошая музыка, потом дошел черед до династий. Столько семей тогда на заводе трудилось! Да и коллектив, 2 000 человек, жил как одна семья. Все друг друга знали, и директор с каждым за руку здоровался.
Тепло и уважительно относились к людям и Николай Петрович Гришечкин, и сменивший его Анатолий Яковлевич Калеников… Так вот, слышим, ведущий говорит: «Династия такая-то награждается… автомобилем!» В зале гул стоит невообразимый: дескать, ничего себе, семья машину получает в подарок. И тут на сцену выносят… большой игрушечный автомобиль. Настроение у всех – замечательное, люди смеются, хохочут. Звучит очередное приглашение: награждается династия Цуран! Мы трое – дед, Николай Григорьевич, отец, Анатолий Николаевич, и я, – волнуясь, выходим на сцену. А туда в качестве подарка уже выкатывают трехколесный детский велосипед…
Подарок с большим смыслом: мы с женой ждали малыша, но, кто вот-вот родится, не знали – тогда не было такой возможности, как теперь. И пожелание к подарку прозвучало символичное: «Чтобы ребенок тоже на завод на велосипеде приехал». Всё так и произошло. Сегодня мой сын, Владимир, продолжает традиции прадеда, деда, отца на нашем заводе.
Прадед
Вот бы посмотрел сейчас Николай Игнатьевич Цуран на своего правнука, уверена, гордился бы тем, что Владимир в свои 38 лет уже возглавляет бюро подготовки производства. А период его 13-летней работы на предприятии легко вошел в общий трудовой стаж династии, насчитывающий ровно 130 лет!
Мог ли мечтать об этом прадед в далеком 1944-м, ступая на территорию только что созданного Барановичского мотороремонтного завода в числе первых 37 его тружеников?! «Я поступил на завод шофером. Мне дали разбитую полуторку с газогенераторным двигателем. Ремонтировать её было нечем. Приходилось разбирать разбитые автомашины, тракторы, тягачи, чтобы пригодные детали и узлы использовать для ремонта моторов, в которых так нуждалось народное хозяйство. Работали по десять и более часов в сутки – с утра до вечера. Шла война, и мы понимали, что от нас требуется всё, что только возможно. Строительных материалов почти не было. Кирпич собирали на развалинах города – разбирали груды камней на месте бывшего здания главпочтамта. Крышу тоже нечем было крыть. Так мы брали уцелевшие после пожара металлические бочки, разрубали их и этим железом крыли крышу», – рассказ шофера Николая Цурана, записанный заводчанами в 1969 году, правнук от прадеда не слышал, был слишком маленький. Зато сохранил другие картинки.
– В памяти с фотографической точностью отпечатались отрывки из детства, когда мне было года три-четыре. Если прадед заезжал на грузовой машине с деревянными синими бортами и номерами, написанными большими белыми буквами, к бабуле, то обязательно брал меня в кабину и катал по переулку.
Дед
Любил и баловал внука и дед, Анатолий Николаевич. Заядлый рыбак частенько брал с собой обоих Владимиров – сына и внука.
– Да я и вырос на заводе, – признаётся Владимир Анатольевич. – Ходил в заводской детсад, после родители частенько забирали к себе на производство. В те времена это позволялось. Отец был наладчиком автоматических линий и агрегатных станков, мама, Людмила Алексеевна, контролером ОТК. Пока они работали, я с удовольствием играл с блестящими железяками – это было интересно. Так что мой приход на автоагрегатный завод в 1979 году был предопределен. Хотя после школы я попытался поступить в Рижское высшее военное политическое училище, но, увы.
Отец
Владимир Цуран – старший начинал учеником токаря. Через год парня забрали в армию, а когда отслужил, вернулся назад. И уже под крылом своего отца, Анатолия Николаевича, постигал мастерство наладки станков.
– Отец поблажек не давал, был строгим учителем, хотел, чтобы у меня получалось даже лучше, чем у него. Вполне понятное желание родителей. И мне не хотелось подвести ни их, ни деда.
Родоначальник династии Николай Цуран отдал заводу 45 лет и ушел на отдых в 1989-м. Мало что уступил ему сын Анатолий. Придя на производство в 1964-м, доработал до 2002 года. Стаж Владимира Цурана – старшего прервала перестройка. Как многие тогда, Владимир Анатольевич решил попробовать себя в предпринимательстве, в торговле.
– Этот бизнес оказался не для меня, – не скрывает собеседник. – Тогда устроился на «Атлант», на станкостроительный завод. Поработал там немного и понял, что тянет меня на своё производство. В 1999-м вернулся на автоагрегатный и с тех пор уже ни о чем другом не думаю. Здесь всё родное! Поэтому и сложные для нас времена пережил, когда не было работы, когда коллектив перешел на трехдневку, когда разорвались связи с многолетними партнерами и появились проблемы с заработком. Мы выстояли! Во многом благодаря поддержке головного предприятия – Минского автомобильного завода, куда сейчас поставляем 40–45% продукции. Забыли, что такое не иметь работы, стабильно трудимся полную неделю, в две, а некоторые участки – и в три смены.
Автоагрегатный завод был кузницей кадров для многих городских предприятий. Здесь существовала хорошая школа подготовки специалистов рабочих профессий, особенно токарей. Много молодых парней приходит и сегодня в коллектив – уже на другое, современное оборудование.
– Есть очень хорошие ребята, – отмечает Владимир Анатольевич.
Сын
Опытный профессионал гордится и своим сыном Владимиром. Младший Цуран не только стал инженером – вырос в руководителя бюро подготовки производства. Кроме того, окончил аспирантуру и 10 лет преподавал технологию автоматизированного производства деталей и узлов на инженерном факультете БарГУ, в котором отучился сам.
Пока, правда, не защитил кандидатскую. Но планирует.
– На завод я хожу работать, а преподавание в университете считал своим хобби, которое доставляет удовольствие.
– Есть мечта поменять место работы после защиты?
На мой провокационный вопрос младший представитель династии Цуран честно отвечает:
– Нет, меня сильно держит завод. Здесь очень хороший, сплоченный коллектив, грамотный руководитель Виталий Александрович Юркевич. Поэтому и жену свою сюда позвал.
Елена Владимировна Цуран – инженер-технолог отдела главного технолога. К сожалению, приболела, и нам не довелось познакомиться еще с одним членом семейной династии. В семье подрастает 4-летняя Екатерина. Есть у младшего Владимира еще и сводный брат Игнат, ему 10 лет. Парень показывает успехи в боксе. В спортивную школу папа, Владимир Анатольевич, отвел его в семь лет.
– На семейном совете мы с супругой (Наталья Николаевна – лаборант химлаборатории завода – прим. авт.) решили, что его энергию надо куда-то направить. А он еще оказался парнем настойчивым.
Очевидно, это качество передалось Игнату по наследству. Оно ведь присуще всем членам семейной династии Цуран. Поэтому и славят они родной автоагрегатный. А завод в свою очередь гордится преданными тружениками.
Светлана ГИЛЬ
Фото Бориса НОВОГРАНА