Полностью укомплектованный отдельный радиотехнический батальон 8 радиотехнической бригады на днях покинул место постоянной дислокации, отправившись в дорогу длиной около трех тысяч километров. Конечной точкой маршрута следования барановичских стражей неба станет полигон Ашулук на территории Российской Федерации.
В условиях экстремально жаркого климата степей Батпайса и сильной запыленности локаторщикам предстоит держать серьезный экзамен на боевую зрелость. В составе региональной группировки войск им поручено представлять Вооруженные Силы Беларуси на коалиционном оперативно-тактическом учении с боевой стрельбой.
…Место погрузки в районе депо недалеко от железнодорожной станции в тот день напоминало оживленный муравейник. Без лишней суеты на погрузочной рампе вовсю кипела работа. Рокот мощных двигателей боевых машин, лязг металла и грохот кувалд, вгоняющих гвозди в деревянные настилы поданных железнодорожных платформ, красноречиво свидетельствовали только об одном: личный состав настроен решительно.
Опыта погрузки боевой техники РТВ-шникам не занимать. Нередко с целью совершенствования полевой и профессиональной выучки личный состав бригады выходит на совместные с Российской Федерацией учения, совершая марш железнодорожным транспортом туда и обратно. Так что навыки крепежа техники на платформы со строгим соблюдением мер безопасности есть практически у каждого из военнослужащих.
К слову, скучать военнослужащим радиотехнической бригады не приходится – соединение одно из немногих в стране несет боевое дежурство, или, другими словами, постоянную воздушную разведку, неся ответственность за то, чтобы небо Беларуси в буквальном смысле было чистым. Продемонстрировать высокий уровень своей ратной выучки стражи неба намерены и на российском полигоне. Для этого у них есть все: подготовленная техника, навыки боевой работы, огромное желание блеснуть мастерством.
О стремлении каждого не подвести коллектив и достойно проявить себя в обстановке, приближенной к боевой, говорит хотя бы такой факт: из желающих попасть в Ашулук выстроилась огромная очередь. А потому руководством батальона было принято решение – производить отбор исключительно на конкурсной основе.
Водителю-дизелисту радиолокационного отделения Евгению Иоделю повезло. За год и три месяца срочной службы солдату из Гродно впервые выпала возможность представить отечественные Вооруженные Силы на международной арене.
— Для меня предстоящие учения на полигоне, где никогда не был, станут самым запоминающимся событием не только в службе, но и в дальнейшей жизни. К этому мероприятию я и мои сослуживцы готовились как к настоящей битве, настроены сполна проявить себя. Очень рад, что наряду с опытными специалистами батальона и мне доверено представлять Вооруженные Силы нашей родной Беларуси. Не подведу, — так аргументировал свое искреннее желание выдержать ратное испытание на полигоне Ашулук рядовой Евгений Иодель.
Такого же мнения придерживается и сослуживец Евгения Иван Кухарчук.
— Это очень интересно, принимать участие в масштабные военных маневрах, учитывая то, что никогда в жизни не бывал в степях. На время учения буду выполнять работу дизелиста – главное, добросовестно «разложиться», настроить станцию, чтобы моя работа не вызывала упреков. Сделаю все возможное, чтобы выполнить поставленные задачи! – поделился Иван.
На несколько минут, оторвав от командирских забот начальника радиолокационного комплекса капитана Евгения Вареника, удается задать несколько вопросов офицеру.
— Говоря о погрузке, насколько сложен этот нетипичный для подразделений радиотехнических войск элемент боевой подготовки?
– Стоит сказать, что это очень сложный элемент, требующий большой физической нагрузки и зачастую немалой смекалки, а также высокой подготовки водительского состава. Техника негабаритная, то есть движение проходит по достаточно узким платформам, в связи с этим мероприятие очень напряженное: требует собранности всего личного состава. Здесь работают все от командиров до солдат – фактически без погон и званий. Погрузка – элемент, который напрямую сказывается на качестве боевой готовности подразделения. Качество и быстрота. Ведь чем быстрее произведена погрузка, тем быстрее подразделение сменит дислокацию. А это мобильность и, конечно, живучесть подразделения.
— Какие задачи стоят перед стражами неба на российской земле в этой командировке?
— В Ашулуке нам предстоит работа в составе региональной группировки войск с российской стороной. Будем обеспечивать выдачу как разведывательной, так и боевой информации и выдавать целеуказания зенитным-ракетным войскам для уничтожения воздушных целей. К слову, в прошлом году мы выполняли обязанности обособленно своими локационными средствами и справились на оценку «отлично» – 100% личного состава было поощрено на различных уровнях.
Опыт есть, а потому и с подчиненными был проведен инструктаж по технике безопасности, учитывая, что нередко температура достигает +50 градусов. Все солдаты будут обеспечены питьевой водой, литр на сутки , на полигоне – 2 литра. Выдана облегченная форма нового образца.
— Что скажете о технике? Кто ее готовил к учению?
— Прежде чем идти в бой, воины должны быть уверены в том, что их верный «железный конь» не подведет. Это абсолютная истина. Неслучайно локаторщики относятся к вверенной технике так, словно она живое существо, холят и лелеют. За сравнительно короткий срок были проведены необходимое техническое обслуживание и регламентные работы. Чтобы техника и вооружение не подвели в ответственный момент, большой объем задач выполнили офицеры группы регламента и ремонта.
Особо отмечу, что в полном объеме решены также вопросы всестороннего тылового и медицинского обеспечения. Военнослужащие обеспечены всем необходимым для жизни и быта в условиях жаркого климата и сильной запыленности. Специалисты тыла позаботились об ассортименте продуктов, запаслись сухими дровами, бутилированной водой и так далее.
— Путь по железной дороге предстоит неблизкий. Как будут организованы в пути следования отдых военнослужащих, их питание?
— До станции разгрузки, как показывает опыт, воинский эшелон двигается пять-шесть суток. Личный состав размещается на этот период в пассажирских вагонах достаточно комфортно. В пути следования, кроме сухпайка, воины будут обеспечены трехразовым горячим питанием. Пища для них готовится в оборудованном вагоне-кухне и выдается на остановочных станциях. На предполагаемых часовых остановках осуществим также пополнение запасов воды и свежего хлеба.
Успешно выполнить поставленные учебно-боевые задачи на российской земле и вернуться домой с очередной ратной победой – именно с таким командирским наказом отправились барановичские стражи неба, как только тронулся железнодорожный состав. Счастливой вам дороги, разведчики небесных рубежей, и успехов в важных ратных баталиях!
Старший лейтенант Илья Лицкевич, фото автора