Прямая линия «Нк», посвященная транспортному обслуживанию горожан и жителей района, показала, что эта тема по-прежнему очень актуальна. Все два часа, отведенные на диалог специалистов автобусного парка с пассажирами, телефон не умолкал ни на минуту.
«Измените, добавьте, расширьте…»
– Я – работник станкостроительного завода «Атлант». От имени коллектива обращаюсь с просьбой изменить маршрут автобуса №26, который идет от автопарка до нашего предприятия. Пожелание: чтобы он курсировал не по улицам Тельмана – Першукевича – Кирова, а по Тельмана – Циолковского – Парковой – Фабричной. Нам, живущим в районах Парковой, на Текстильном поселке, приходится очень рано вставать, потому что надо делать две-три пересадки, чтобы попасть на работу к 6.30 – на первую смену.
Дмитрий РАДЧЕНКО, начальник автоотряда городских перевозок:
– Во-первых, маршрут автобуса №26 начинается от Северного микрорайона, заканчивается у станкостроительного завода. До Северного микрорайона автобус идет с гаража по кратчайшему пути: улицам Тельмана – Першукевича – Кирова. Сделать такой круг, как просите вы, мы не можем – сразу надо изыскивать дополнительные средства. В нынешних сложных экономических и финансовых условиях расширить маршрут – для нас непозволительная роскошь. Во-вторых, ваша просьба может быть решена только в том случае, если предложенный маршрут закажет и оплатит завод.
– Тогда почему вечером, после второй смены, автобус №26, на котором мы возвращаемся домой, не едет прямо, через Колпеницу, а идет через Северный, по улицам Наконечникова, Промышленной? Зачем такие круги, если с Северного пассажиров отвозят 12-й, 16-й, «тройка», «шестерка»?
– Но вы не один добираетесь домой 26-м автобусом, многие заводчане доезжают до Промышленной. А по вашему предложению эту остановку надо убрать. Составляя маршруты, мы исходим из пассажиропотока, из соображений востребованности того или иного пути следования.
– Жители деревни Узноги обращаются. Как бы к нам в деревню продлить городской автобус, чтобы ходил так, как теперь ходит на тепличный комбинат? У нас и остановка хорошая есть – там прежде пригородный автобус останавливался. А то до ближайшей остановки городского транспорта приходится километры наматывать.
– В вашей деревне, которая сейчас входит в состав города, нет условий для организации автобусного сообщения: очень узкие улицы, нет тротуаров, освещения в соответствии с нормативом.
– Но ведь на тепличный автобус ходит.
– Мы подвозим рабочих на тепличный комбинат и на предприятие «Диприз» по договору с этими заказчиками, они оплачивают автопарку затраты на эти маршруты.
– Я живу в районе 21-й школы, работаю на Первых Третьяках. Трачу два часа, чтобы добраться на работу. Нельзя ли связать эти районы города одним автобусным маршрутом?
– Так 29-й связывает район спецавтобазы с Первыми Третьяками. Нет проблем, по-моему.
– Но до спецавтобазы надо еще доехать. Как бы это перераспределить существующие маршруты 28-го или 29-го и продлить их до авиазавода?
– Каждое продление требует дополнительных единиц транспорта и, соответственно, финансовых средств. Из-за их отсутствия пустить прямой автобус с Южного микрорайона до Третьяков не можем. Кроме того, одна пересадка – это нормальная организация движения общественного транспорта, она соответствует всем требованиям.
– 29 марта начало действовать новое расписание движения поездов. Теперь вторая электричка на Минск из Барановичей отправляется не в 6.24 утра, как было раньше, а в 5.34. Первые же городские автобусы «семерка» и «четверка» на мою остановку по улице Комсомольской приходят только в 5.30. Я не успеваю на электричку. А если ехать следующей, в 7.44, то я опаздываю на автобус в Хвоево, где мне надо пересаживаться. Нельзя ли пустить городские автобусы на минут двадцать раньше?
Александр ЛИС, инженер-технолог:
– Первые и последние рейсы городских автобусов мы стараемся не менять: они подвозят пассажиров на работу на предприятия. И двадцать минут разбежки – это уже удлинение интервала движения, сразу же возникнут вопросы у пассажиров, чего мы не можем допустить.
– Я живу возле Центрального вокзала. Можно ли продлить автобус № 23 до конечной остановки по улице Тельмана? Нам было бы так удобно до Алексеевского рынка добираться.
Дмитрий РАДЧЕНКО:
– Если мы продлим 23-й маршрут автобуса до автопарка, как вы хотите, то это сразу же удлинит интервал движения данного автобуса. Да мы и не видим целесообразности так менять этот маршрут: есть масса других городских автобусов, которые доезжают до Алексеевского рынка. Вам надо сделать только одну пересадку на площади Ленина.
– У меня не такая большая пенсия, чтобы пересаживаться еще на один автобус. И почему до автопарка 23-й продлить нельзя, а до ПДО – можно?
– Потому что в районе «Барановичидрева» целый жилой поселок. И некоторые рейсы 23-го маршрута мы продлили туда по многочисленным просьбам горожан, которые живут в районе ПДО.
– Очень редко ходит 25-й автобус. А мы, жители района Центрального вокзала, теперь обслуживаемся в железнодорожной поликлинике, и, когда возвращаемся назад, приходится больше часа ожидать автобус на остановке. Ладно, сейчас тепло, а зимой что делать?
– На 25-м маршруте небольшая загрузка – мы изучали пассажиропоток. Поэтому нецелесообразно вводить дополнительную единицу транспорта, да у нас её и нет. А чтобы не мерзнуть на остановке в ожидании следующего рейса, можно скоротать время в поликлинике и выходить оттуда непосредственно к моменту прибытия автобуса. Для чего мы вывешиваем на каждой остановке расписание?
– Как бы продлить 14-й до дач в дневное время?
– Принято решение горисполкома с 13 апреля продлить автобус №14 до дач утром (два рейса), вечером (два рейса) и днем (рейс около 14 часов). Следите за точным расписанием.
– Первый рейс 25-го маршрута в выходной день отправляется с остановки «Центральный вокзал» в 7.55. Мы не успеваем на работу в железнодорожную больницу к восьми утра. Можно ли этот рейс сместить и пустить по графику рабочего дня?
Александр ЛИС:
– Дело в том, что по согласованию с руководством станкостроительного завода этим рейсом наши водители завозят их работников на завод и забирают тех, кто отработал в ночную смену. От станкостроительного завода полностью загруженный автобус отправляется в 7.20. Мы проработаем этот вопрос, согласуем время с руководством завода. Если будет возможно, сместим рейс на 20 минут.
– Не могу сесть с утра на маленькую «единицу» – она переполнена. Чтобы доехать до кладбища Русино, приходится садиться на пригородный Великолукский автобус. Почему нельзя пустить хотя бы с апреля дополнительный автобус на маршрут «единицы», на нем ведь и дачники ездят?
Дмитрий РАДЧЕНКО:
– При возрастании пассажиропотока (перед праздниками, во время праздников, в поминальные дни по маршруту «единицы» будут курсировать автобусы особо большой вместимости – «гармошки», а при необходимости организуем дополнительные рейсы.
– Мы живем в районе улицы Промышленной. «Шестерка», которая здесь проходит, считаю, самый напряженный в городе маршрут. С 7 до 9 утра проблема сесть в автобус. 18-й мог бы выручить, но он ходит редко. Нельзя ли добавить еще один автобус на шестой маршрут? Невозможно вбиться в «шестерку» и вечером на Красноармейской, когда возвращаемся домой с работы, с 18 до 21 часа. И, может быть, можно 18-й пустить по выходным дням?
– Пассажиропоток выходного дня показывает, что целесообразности пускать в выходные дни автобус № 18 нет. А «шестерка», соглашусь, загруженный маршрут – он самый длинный в городе, да еще задерживается в пути изза того, что простаивает перед закрытыми железнодорожными переездами. Мы добавили туда дополнительные автобусы, благодаря чему уменьшили интервал движения. Но большего сейчас не позволяет сделать сложное финансовое положение автобусного парка и нехватка машин. В этом году мы должны списать 10 МАЗов, а замены им пока нет. Поэтому летом, когда уменьшается пассажиропоток, менять здесь ничего не будем. А осенью – посмотрим.
– Мы уже не раз обращались с просьбой сделать остановку 23-го маршрута между Центральным вокзалом и остановкой Репина – там очень большое расстояние. Будет ли выполнено наше пожелание?
– Расстояние между двумя остановками действительно большое. Здесь планировалось организовать еще одну остановку 23-го автобуса в сторону Репина. Но этому категорически воспротивились жители соседних домов. Поэтому пока вопрос остается открытым.
ИЗ ДЕРЕВНИ – В ГОРОД
– Из Павлиново к вам обращаются. Из города к нам есть чем приехать, а вот в город утром уехать нечем. По трассе идет единственный автобус Добрый Бор – Барановичи. Но, во-первых, он всегда переполнен, во-вторых, до трассы надо еще полтора километра добираться. Мы просим, чтобы к нам заходил экспрессмаршрут Лесная – Барановичи, который ходит по субботам и воскресеньям. Но для этого рейс с субботы перенести на любой будний день, чтобы нам добраться в город до поликлиники, аптеки и т.д.
Геннадий ШУТ, начальник автовокзала:
– Чтобы перенести маршрут с субботы на будний день, надо согласовать это изменение с председателем Леснянского сельисполкома.
– Мы уже обращались к нему. Он отказал в нашей просьбе, сославшись, что остальные пассажиры против переноса экспрессмаршрута с субботы на будний день, так как это единственная возможность для сельчан попасть на городской рынок.
– Вот видите, я вам об этом тоже уже сообщал.
– Тогда пусть к нам в Павлиново заходит по утрам автобус Добрый Бор – Барановичи.
– Заказчиком пригородных маршрутов является райисполком. Все маршруты согласованы с председателями сельских исполкомов. Автобус Добрый Бор – Барановичи обслуживает жителей восьми деревень. И они не изъявили желание, как сообщил нам председатель Подгорновского сельисполкома, платить еще четыре тысячи рублей за билет за дополнительные три километра в Павлиново и обратно. А вообще что касается изменений пригородных маршрутов автобусов, то все они принимаются по решению райисполкома.
– Часто приходится ездить в деревню с сыном, он у меня инвалид первой группы. Билеты на автовокзале на первое, второе места, предназначенные для инвалидов, не продают. Дают, как правило, на свободные 29-е, 30-е, которые есть в компьютере. Несколько раз говорила кассирам об этом, на что получала ответ: «А вы поменяйтесь с пассажирами и садитесь на места для инвалидов». Но в том-то и дело, что пассажиры, купившие билет на первое или второе места, не хотят уступать. Почему бы не забронировать передние места для инвалидов и не продавать их почти до момента отправления автобуса? А минут за 10, если нет пассажиров-инвалидов, пускать в продажу?
– Спасибо за предложение, сделаем так, как вы подсказываете.
– Я живу в Новой Мыши. Утром попасть из деревни на работу в город к 8 утра проблематично. Первый проходящий автобус отправляется из Жемчужного только в 8.10.
Александр ШУЛЯК, начальник автоотряда пригородных, междугородных и международных перевозок:
– Так в 7.20 и 7.35 из Жемчужного в Барановичи едет частный перевозчик. Как раз успеваете на работу в город к 8 утра.
– А у индивидуального предпринимателя билет в два раза дороже. Меня это не устраивает.
– Тогда можете пройти около километра до остановки 27-го городского маршрута. Тем более что некоторые утренние рейсы этот автобус совершает до Новомышского лицея сельхозпроизводства.
– Мы просим сдвинуть рейс пригородного автобуса Слобожаны – Барановичи так, чтобы утром он отправлялся из Гирмантовцев не в 8.15, а в 7.30, чтобы успевать на работу в город к 8 утра. А вечером чтобы из города отправлялся позже, после 16.00.
– Мы не можем сдвинуть эти рейсы так, как хотите вы, потому что утром автобусом Слобожаны – Барановичи подвозим из окрестных деревень учеников в Гирмантовскую школу. А вечером, в 15 часов, их же отвозим домой. О таком графике движения как раз и просили нас учителя и родители учеников.
О КОНТРОЛЕРАХ И НЕ ТОЛЬКО
– Скажите, пожалуйста, а когда контролеры едут в автобусах по своим делам, допустим, на рынок, должны они оплачивать проезд или нет?
Андрей ТАРАСЮК, директор предприятия «Барановичигортранс»:
– Все должны оплачивать проезд, в том числе и контролеры, если они в это время не исполняют свои обязанности.
– Я ехала в «четверке», передала талон, чтобы его прокомпостировали. А тут зашли контролеры, посмотрели мой пробитый талончик и сказали, что он недействителен, а мне надо платить штраф. При чем тут я?
– Чтобы у контролеров не возникало сомнений в действительности вашего талона, лучше компостировать его самому, не передавая другим пассажирам.
– Но как пройти к компостеру, если полный салон пассажиров?
– Разбираясь в подобных случаях, всегда приходили к выводу, что лукавит пассажир, компостируя старый талон. Мы разберемся с вашим талоном, но, повторюсь, все же лучше пробивать его самому.
– Я зашла в автобус на конечной остановке, когда он еще отстаивался. На сиденье рядом уже были две женщиныпассажирки. Когда автобус тронулся и проехал одну остановку, эти женщины встали и пошли проверять проездные билеты. Оказалось, что это контролеры. Разве они имеют право работать без форменных жилетов?
– Контролеры во время работы на линии не уполномочены надевать жилеты. Мы приняли такое решение, чтобы исключить возможность бесплатного проезда пассажиров. А то некоторые наши горожане следят, не заходят ли в салон контролеры в специальных жилетах, и едут без оплаты. Теперь контролер в автобусе не отличается от обычного пассажира. Но у него должен быть бейджик и обязательно служебное удостоверение.
ЧТОБЫ НЕ ТРАВМИРОВАТЬСЯ
– Почему компостеры в салоне автобуса не устанавливают на поручнях, чтобы пассажиру было удобно сразу прокомпостировать талон?
Сергей ДУБЕШКО, главный инженер:
– Чтобы исключить получение травм у пассажиров. Мы устанавливаем компостеры по схемам. Существуют государственные стандарты по оформлению подвижного состава, ими мы и руководствуемся.
Светлана ГИЛЬ