Домашнее задание по физкультуре, обучение вождению, а также готовность школ к началу учебного года и содержание программ обсудили в Минске на едином республиканском семинаре-практикуме, посвященном подготовке к 2025/2026 учебному году. Об этом БЕЛТА сообщили в Министерстве образования.
В мероприятии приняли участие учителя, руководители образовательных учреждений, методисты и представители органов управления образованием со всей страны. Участники обсудили ключевые направления развития дошкольного, общего среднего и специального образования, а также оценили степень готовности системы к некоторым изменениям, которые вступят в силу уже 1 сентября.
Заместитель министра образования Александр Кадлубай сообщил, что паспорта готовности уже подписаны или находятся на завершающей стадии согласования более чем в 50% школ и гимназий. Ведется тщательная проверка условий безопасности, завершаются ремонтные работы, обеспечивается соответствие санитарным и техническим нормам.
Более 90% рукописей новых учебников переданы на полиграфические предприятия. Часть тиражей уже поступила в школы и продолжает доставляться по регионам страны.
С нового учебного года в белорусских школах вводятся значительные изменения, направленные на укрепление здоровья учащихся, повышение дисциплины и модернизацию образовательного процесса. Одно из ключевых решений - увеличение количества уроков физической культуры до трех в неделю. Это призвано бороться с гиподинамией, улучшить физическую подготовку и сформировать у учащихся устойчивую привычку к активному образу жизни.
Особое внимание уделено содержанию занятий. Учащиеся будут осваивать элементы командных игр: волейбол, баскетбол, футбол - с акцентом на развитие координации, навыков взаимодействия и командного духа. В старших классах появится новый раздел - гимнастика на спортивных снарядах (брусья, бревно), что поможет развить силу, гибкость и выносливость. Теория физкультуры будет изучаться параллельно с практикой. Возможны и практические домашние задания - например, выполнение упражнений дома: подтягивания, приседания, упражнения на пресс.
С 1 сентября также вводится строгое ограничение на использование школьниками мобильных телефонов во время уроков. Учащиеся будут сдавать смартфоны в специально оборудованные хранилища - это призвано повысить концентрацию внимания, снизить зависимость от гаджетов и создать условия для полноценного учебного процесса.
Также будет обязательным деловой стиль одежды для учащихся. Это подчеркивает уважение к образовательной среде, способствует воспитанию дисциплины и формирует атмосферу порядка и ответственности.
Школьники в 2025/2026 учебном году получат 28 подготовленных для них учебников, включая два полностью новых издания. Особое внимание - учебному предмету "История Беларуси в контексте всемирной истории". Четверть учебника, более 100 страниц, посвящена независимой, суверенной Беларуси: достижениям страны, роли Президента, важности патриотизма и единства.
Министр образования Андрей Иванец отметил, что впервые в истории белорусской историографии в школьном учебнике подробно описан 30-летний период института Президентства и независимости нашей страны. "Мы простым, понятным, но абсолютно честным языком рассказали, что такое цветные революции, каких успехов добилась Беларусь, какую роль сыграл в этом наш Президент и какой путь мы прошли вместе. Любовь к Родине - это не просто слова, а дело каждого из нас", - подчеркнул он.
Для десятиклассников учебный год завершится уже 25 мая - это сделано для проведения учебно-полевых сборов, направленных на патриотическое, физическое и трудовое воспитание учащихся. Кроме того, в сельских школах, лицеях и кадетских училищах появится возможность ввести обучение вождению автомобиля, как часть профессиональной подготовки. Это расширит практические навыки старшеклассников и поможет в выборе будущей профессии.
На семинаре также обсудили ход цифровой трансформации системы образования. На Национальном образовательном портале появятся виртуальные помощники для школьников. Они помогут восполнять пробелы в знаниях, в том числе по пропущенным темам. Будет введен новый факультатив "Основы управления квадрокоптером", включающий теорию и практику на симуляторах. Цель - привлечь интерес школьников к инженерным и техническим профессиям.
Семинар в Минске определил четкий вектор развития белорусской школы: здоровье, дисциплина, технологичность и патриотизм. Обновленные программы, новые учебники, усиленная физическая подготовка, ограничение на гаджеты и деловой стиль одежды - все это направлено на то, чтобы выпускник вышел из школы не только с глубокими знаниями, но и с крепким здоровьем, силой характера и любовью к своей стране.