Наверх

Почему звонит станционный колокол в Барановичском музее железной дороги

14.04.2018 367 Наш край
Здание музея железной дороги построено в 1915 году. В свое время здесь отдыхали паровозные бригады, затем находились железнодорожная больница и поликлиника

В 2017-м музей железной дороги в городе Барановичи внесен в реестр государственных музеев Беларуси. Считаю, это событие для города, когда, по сути, корпоративный музей приобретает статус национального и наряду с Несвижским, Мирским замками становится объектом особого внимания туристов и нашей гордости.

А гордиться и удивить посетителей есть чем. Хранитель музейных фондов Татьяна Руцкая, однофамилица заведующего музеем, сообщила, что 44 предмета имеют номера государственного каталога музейного фонда республики. Музей железной дороги отличается от своих собратьев тем, что здесь практически каждый из 8 000 экспонатов можно потрогать. Благодаря этому, на мой взгляд, казалось бы статичная, экспозиция оживает…

Вот станционный колокол… Потянула за веревку – и в ответ звонкий голос как будто рисует картинку прошлого. Станция. Поезд. На перроне пассажиры.

Служащий подходит к вокзальному колоколу: один сигнал – «Пассажиры, приготовьтесь!», два удара – «Займите места в вагонах!», три – «Состав отправляется».

А вот автоматическая справочная установка, с помощью которой раньше можно было самостоятельно узнать время отправления и прибытия нужного поезда, а сейчас – информацию обо всех бывших и настоящих руководителях Барановичского отделения дороги. И интерес свой удовлетворишь, и любопытство: как же работает этот аппарат?

Привлекательны коллекция железнодорожных фонарей разных периодов, переводной механизм стрелки (между прочим, стрелки до сего дня сохранились и действуют на единственной на Белорусской магистрали железнодорожной станции Свислочь Барановичского отделения), лопаты паровозных кочегаров, сундучок с инструментом, с которым ходили машинисты, называя его «шарманкой», телеграфные аппараты, редкие печатные машинки 1930–1940 годов. Татьяна Степановна показывает еще один раритет – чудом сохранившийся швейцарский патефон 30-х годов прошлого века. На крутящуюся пластинку опустили иголку патефона – и полилась красивая мелодия…

За каждым экспонатом – богатая и интересная история. Пожалуй, особую ценность представляют личные вещи железнодорожников разных поколений. Фото  и китель начальника Барановичского отделения  почетного железнодорожника Александра Никандровича Белика – он стоял у истоков создания отделения и возглавлял его с 1955 по 1967 год.

А вот другой железнодорожник – статный Сергей Евдокимович Ищенко, начальник станции Барановичи-Полесские с 1939 по 1941 год. Прожил более 100 лет. Семейная династия Ищенко на железной дороге насчитывает 827 (!) лет,  400 из них отданы Белорусской магистрали.

Здесь же – и личные вещи еще одного известного в городе бывшего руководителя Барановичского отделения – Анатолия Георгиевича Ильина. Кроме кителя он подарил музею и грант «Почетный гражданин города Барановичи».

Светлана ГИЛЬ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.



  • Мы в социальных сетях: