Наверх

По моде да погоде?! Сменил имя – изменил судьбу?

03.11.2012 318 Наш край

Как корабль назовешь, так он и поплывет… А что уж говорить о человеке! Нетрудно догадаться, как будут дразнить в школе мальчика, фамилия которого Жеребцов, Кабан или Пукин. А когда он вырастет, какая девушка захочет взять себе такую «оригинальную» фамилию?

Непросто жить с фамилией  Тупицын, Рыло, Синяк. Устав от обид, их обладатели меняют свое неблагозвучное имя на нейтральные варианты, такие как Михайлов, Елисеев, Александров… Понять мотивы Сковороды, Дурило или Кривого, желающих расстаться с прошлым, легко. Но вот чем объяснить стремление девушки сменить красивое, некогда дворянское имя Татьяна, избранное, как мы помним, Пушкиным для своей героини Лариной, на в принципе равноценное Анна?

Несколько последних лет в городе случаются настоящие бумы переименований. Почему многих горожан одолевает желание зваться по-другому, попытался разобраться журналист «Нашего края».

Светлана Волынец, начальник отдела загс горисполкома, держит в руках книгу, в которой ведется учет перемен в барановичских именах-фамилиях с 1946 года. Одними из первых избавились от незвучного «наследства» Мушкина, Криволапов, Осел, Чичуров, Дурилов, Кот, Ковбаса, Сазон, Козел и Херуенкова. Наум и Евтифий обзавелись незамысловатым именем Николай, Аграфена стала Галиной, Анастасия отчего-то захотела превратиться в Наталью. Да, и полвека назад в Барановичах меняли имена-фамилии, но тогда такие случаи можно было пересчитать по пальцам.

– Еще лет тридцать тому назад число желающих назваться по-другому не дотягивало и до десятка, – говорит Светлана Волынец. – Так, в 1981 году подобных случаев было восемь. В 1991-м – уже девятнадцать, а десять лет назад – два десятка. Наименьшее количество записей акта о перемене ФИО было зарегистрировано в 1946 и 1948 годах, всего по одному, в 1947-м – три, в 1949-м – два, а в 1950 и 1951-м вообще ни одной перемены не производилось.

В последние годы ФИО в Барановичах меняют раза в три чаще, чем десять лет назад. В прошлом, например, 75 жителей города решили сменить имя, отчество или фамилию. Рекорд был установлен в 2010-м, когда сразу 83 жителя Барановичей изменили главную запись в паспорте. Такого количества перемен имен-отчеств-фамилий в год не случалось за всю историю города!

– У нас был случай, когда женщина за два года трижды сменила фамилию, не считая того, что она до этого, выходя замуж, дважды переходила на фамилии супругов, – рассказывает начальник городского загса.

Что же происходит? Фамилия, которую когда-то бережно хранили, передавали из поколения в поколение, легкомысленно меняется сегодня, будто шляпка – по моде да погоде?!

Дело не только в упразднении уходящей в глубину веков традиции беречь имя – дар предков и небес, считает Светлана Волынец. В последние годы город волной накрывали свадебные бумы, соответственно гораздо больше, нежели в предыдущие десятилетия, горожанок прощалось с девичьей фамилией. Среди причин смены фамилии, по наблюдениям регистраторов, в 70 процентах случаев – эта. А что же приходится на оставшуюся треть?

 

Раньше горожане попросту особо не задумывались над возможностью смены имени, отчества или фамилии – мнение начальника загса. Поощряет тенденцию и относительная простота этой юридической процедуры.

Для того чтобы из скромного Пупкина превратиться в благородного Романова, достаточно два месяца. За это время компетентные органы проверят, не для того ли гражданин решил именоваться Миллионовым, чтобы долги по банковскому кредиту числились на его старой фамилии Проходимцев. А загс, получив добро, выдаст все полагающиеся новоиспеченному гражданину Как Его Там бумаги.

Всё же горожане порой совершают юридическую оплошность, дожидаясь своего 25-летия или 45-летия. «Сменим и паспорт, и фамилию, двух зайцев разом убьем», – размышляют они. И, радостно потирая руки, идут в загс. А там выясняется, что только при предъявлении действительного паспорта у них примут заявление на перемену ФИО…

Неблагозвучие – вторая по распространенности причина перемен, но не только она толкает горожан на решительные действия.

Случается, парень или мужчина желают избавиться от наследства в виде фамилии или отчества, доставшегося от человека, которого они ни разу в жизни не видели. (Об этом грустном феномене мы расскажем отдельно в одном из следующих номеров газеты).

Иной раз женщина, вступившая во второй брак, настаивает, чтобы все члены семьи враз сделались «однофамильцами». Или более того, хочет, чтобы отчества двух детей от разных мужчин «совпали» – правда, такое, говорит Светлана Волынец, пока редкость.

В загс обращаются выходцы из других стран или их дети. Женщине проще вписаться в белорусскую реальность с местным отчеством Алексеевна, нежели с именем по батюшке Айдын-гызы.

Одно из распространенных объяснений желающих окрестить себя – желание видеть в паспорте имя, которым человека называют в реальности. Вот почему Светлана становится Ланой, Оксана Ксенией, Елена Алёной.

Кто-то с укором смотрит на своих родителей, которые недостаточно потрудились-поразмыслили, окрестив потомка. Поэтому Маша, имя которой всегда казалось чересчур банальным, вдруг объявляет себя Кариной. Бывает наоборот: люди страдают от чересчур оригинальных имен, которыми их наградили амбициозные мамы и папы. И стеснительные Пафнутий, Фалалей, Патрикей, Кельястин только дождутся своего 16-летия, как сразу бегут в загс, чтобы, превратившись в непритязательных Мишу, Петю, Володю, Серегу, больше не краснеть, представляясь в компании ровесников.

Порой работникам загса бывает очень трудно понять горожан, которые хотят во что бы то ни стало отречься от собственного имени. По весне, когда приближаются школьные балы, на некоторых выпускниц города находит желание встретить взрослую жизнь с новым именем: из Татьяны стать Анной, из Веры Ольгой – и наоборот. Понятно, что для загса одного их желания мало – нужна уважительная причина. Но упорные девочки отыскивают и более-менее приемлемое с юридической точки зрения объяснение: «Это имя доставляет мне моральные страдания». Попробуй докажи, что не так.

– Однажды к нам заявилась с подобной проблемой девушка Ольга, – рассказывает Светлана Волынец. – Ей очень не нравилось собственное имя. «Ну что это за имя Оля! А меня и Волькой называют, по-белорусски еще хуже звучит!» – жаловалась юная посетительница. Мы долго ее уговаривали переосмыслить ситуацию, но девушка очень хотела стать Верой. И в итоге ею стала. А спустя месяц, перепуганная, прибежала к нам с матерью: «Можно ли вернуть себе свое имя?» Оказалось, Верой, несмотря на то что в паспорте было прописано новое имя, ее никто из друзей и знакомых так называть и не стал. Имя не прижилось…

Сегодня переименовывать себя по закону можно сколь угодно – количество экспериментов с именем ограничивается только здравым смыслом его обладателя. Но прежде чем решаться на действия, стоит хорошенько обдумать последствия.

Безусловно, какие бы аргументы ни приводили в заявлениях наши горожане, их побуждения объединяет главная причина: с переменой имени, отчества, фамилии они связывают надежды на перемены в жизни. Все они хотят с новым именем обрести счастье. Да только всегда ли счастье зависит от имени?

 



  • Мы в социальных сетях: