Будущий академик медицины с мировым именем служил под Барановичами.
Просматривая подборку фотографий Первой мировой войны, я неожиданно для себя обнаружил изображение трех военных врачей на фоне Радзивилловского дворца в Полонечке. Но каково было мое удивление, когда я прочитал фамилии людей, изображенных на этом снимке, среди которых была фамилия Руфанов.
Возможно, я и пропустил бы эту фамилию, если не мое болезненное детство, которое прочно закрепило эту фамилию в моем подсознании. Во время болезни моим любимым занятием было чтение, и не просто художественной литературы. Большую часть времени я проводил за чтением журнала «Наука и жизнь», спасибо родителям, а по тем временам это было издание не из дешевых, дома были подшивки этого журнала с 1975 года. И вот в одном из журналов была статья, посвященная Руфанову Ивану Гурьевичу – академику Академии медицинских наук СССР.
Кто же такой Руфанов Иван Гурьевич? Как получилось, что будущий светила советской медицины оказался у стен полонечковского дворца Радзивиллов в далеком 1917 году?
Наверное, можно говорить, что уже с рождения судьба Ивана Гурьевича была предрешена, так как в далеком 1884 году в Переславле-Залесском он появился на свет в многодетной бедной семье местного фельдшера. Однако первоначальное решение о выборе профессии было далеким от медицины. В 20-летнем возрасте Иван поступает во Владимирскую духовную семинарию, однако проучился он там всего лишь год. Видимо, пример отца все-таки взял верх, и он по-
ступает на медицинский факультет Московского университета, который благополучно закончил в 1911 году и получил предложение остаться ординатором в хирургической госпитальной клинике, которой руководил один из ведущих хирургов России профессор А.В. Мартынов. С началом Первой мировой войны молодой хирург добровольцем ушел на фронт и на протяжении трех лет работал хирургом в прифронтовых госпиталях, а после революции вступил в ряды Красной Армии, где прослужил до 1923 года. После возвращения из армии он был вновь приглашен в клинику, которой по-прежнему руководил А.В. Мартынов, на должность ассистента. Здесь он целиком отдался научной работе. Обладая незаурядным талантом и большим трудолюбием, И.Г. Руфанов в короткий срок подготовил и в 1924 году защитил диссертацию на степень доктора медицины.
В период пребывания в клинике (1923–1930) Иван Гурьевич прошел все ступени хирургической подготовки. Он работал ассистентом, старшим ассистентом, приват-доцентом. В 1930 году И.Г. Руфанов возглавил кафедру общей хирургии Второго Московского медицинского института, одновременно был деканом и заместителем директора этого института. В 1938 году он начал работать в Наркомздраве СССР заместителем начальника Главного управления учебных заведений. В годы Великой Отечественной войны он был главным хирургом эвакогоспиталей Наркомздрава СССР, интенсивно разрабатывая наиболее эффективные методы лечения раненых. В 1942 году Иван Гурьевич возглавил кафедру общей хирургии Первого Московского медицинского института.
В 1943 году И.Г. Руфанов впервые в Советском Союзе стал применять пенициллин для лечения раненых. В 1945 году из руководимой им клиники вышла первая в СССР диссертация, посвященная лечению этим препаратом раненых.
В послевоенные годы он обобщал накопленный опыт и занимался актуальными проблемами хирургии. Родина высоко оценила труд И.Г. Руфанова, наградив его двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями.
Умер И.Г. Руфанов в 1964 году.
Возвращаясь к фотографиям, наверное, следует напомнить, что с осени 1915 года в течение более двух лет восточнее Барановичей проходил фронт. Именно в это время и находился И.Г. Руфанов на территории нашего района, проходя службу в 7-м гренадерском Самогитском полку второй гренадерской дивизии, штаб которой находился в Радзивилловском дворце.
Работа хирургом в прифронтовом госпитале была достаточно тяжелой, особенно во время проведения военных операций, которые зачастую были слабо продуманы, и как итог – большое количество убитых и еще больше раненых. Госпиталь, в котором работал Иван Гурьевич, располагался в лесном массиве около Полонечки, поэтому не удивительно, что часы, свободные от работы, военные врачи проводили, гуляя по окрестностям. Именно в это время и застал их фотограф, прикомандированный к штабу дивизии. Всего имеется три снимка, датируемых 26 февраля1917 года, на которых имеется подпись: «Врач 2-й Гренадерской дивизии Потараловский, врачи Иванов и Руфанов в парке дворца Радзивилла – штаба 2-й Гренадерской дивизии».
Благодаря военному фотографу, мы можем увидеть, в каких условиях работали военные врачи в госпитале, расположенном в лесу недалеко от Полонечки. В сопроводительном тексте к одной из фотографий можно прочитать следующее: «Дата съемки: 28 февраля 1917. Место съемки: Россия, Минская губ., Новогрудский у., Полонечский лес».
Вот такая неожиданная находка. Кстати, на фотографиях 1916 года с медперсоналом госпиталей можно поискать изображение писателя Михаила Булгакова, который со своей супругой служил под Барановичами. Известно, что Татьяна Лаппа, первая супруга Булгакова, ассистировала мужу на операциях. Хотя достоверно неизвестно, в каком из прифронтовых госпиталей под Барановичами они проходили службу. Кроме описанного выше Полонечковского госпиталя, большой госпиталь находился, например, в деревне Подлесейки.