Наверх

Одна из крупнейших операций партизан

07.10.2013 1175 Наш край

Исполнилось 70 лет одной из крупнейших операций партизан в годы Великой Отечественной войны по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага, известной под названием «рельсовая война». Она проводилась в три этапа.

Первый этап «рельсовой войны» состоялся в августе- сентябре 1943 года во время контрнаступления Красной Армии под Курском. В операции участвовали партизаны Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии, России.

Второй этап под кодовым названием «Концерт» проводился с середины сентября до начала ноября 1943 года, когда Красная Армия уже вступила на территорию БССР.

В ходе первого и второго этапов было подорвано 211 тысяч железнодорожных рельсов, под откос пущено 2170 железнодорожных составов, 6 бронепоездов, разрушено 32 водонапорные башни, 295 железнодорожных мостов.

Третий этап «рельсовой войны» начался в ночь на 20 июня 1944 года накануне белорусской операции «Багратион» и продолжался до полного освобождения Белоруссии. Было взорвано 60 тыс. железнодорожных рельсов. В «рельсовой войне» была использована новая тактика: на разгром железнодорожных путей выходили не специальные диверсионные группы, а все партизанские отряды и бригады. В результате поставки живой силы и техники немцев для фронта сократились почти наполовину.

Успешно была проведена «рельсовая война» и в нашем крае. В ней принимали участие все партизанские отряды и бригады Барановичского партизанского соединения, в том числе и наша Первомайская партизан­ская бригада и наш отряд им. Суворова, на базе которого впоследствии была создана бригада им. Суворова.

В ночь на 19 августа 1943 года партизаны Баранович­ского соединения провели операции на железных дорогах на линиях Минск-Брест, Вильнюс-Барановичи. Эти железнодорожные магистрали немцы тщательно охраняли, ибо они питали людскими резервами, горючим, боеприпасами и провиантом наиболее сильную группировку на восточном фронте – армии «Центр». Чего только не придумывали фашисты, чтобы обезопасить магистраль от нападения народных мстителей! Проволочные заграждения и спирали, завалы, минные поля, мины-ловушки, засады на наиболее вероятных направлениях движения диверсионных партизанских групп и отрядов, дзоты, доты, бронеплощадки и бронедрезины, патрули и своры служебных собак. Но и это не могло остановить партизан.

Была проведена тщательная подготовка к «рельсовой войне». Каждому отряду был определен перегон дороги. Нашему отряду им. Суворова указали место для взрыва рельсов от ст. Домашевичи до ст. Мицкевичи. Отряд подошел к железной дороге, залег на полотне и по сигналу каждый из бойцов в одно и то же время зажег пеньковый (бикфордов) шнур на двух тoловых шашках, и ровно в полночь взрывы раскололи ночную тишину. Вражеская охрана пыталась вначале оказывать сопротивление, открыла огонь, но после многочисленных массовых взрывов, прокатившихся по железнодорожному полотну, стала разбегаться, бросая блиндажи, орудие и боеприпасы.

Партизаны области во время массированных ударов по железным дорогам взорвали тысячи рельсов, 4 моста, разгромили 12 вражеских гарнизонов, разбили 7 станций и полустанков. Общая протяженность разрушенного железнодорожного полотна составила 60 километров. Участок Барановичи-Минск восстанавливался 4 дня, линия Лида-Барановичи – 8 дней, Барановичи-Волковыск – более 10 дней.

На ремонт дорог, разрушенных партизанами, были брошены железнодорожные строительные батальоны, рабочие команды и даже некоторые воинские части. По личному указанию Гитлера командующий вооруженными силами Германии на западе фельд­маршал Рундштедт потребовал от главы правительства оккупированной Франции снимать рельсы со вторых путей ряда французских железных дорог и отправлять их в Белоруссию.

На стоянку партизаны возвращались после проведенной операции шумно. Как всегда после выполнения задания, никто не хотел ложиться спать, хотя уставали изрядно. Кое-где слышались заливистые мелодии на гармошках. Землю уже окутал голубой сумрак, а в чистом небе мерцали светлячки звезд.



  • Мы в социальных сетях: