Наверх

О буднях и праздниках Барановичских энергентиков

19.12.2014 390 Наш край

С разницей в один день директор электрических сетей Дмитрий Гавриленя встречает два больших праздника: профессиональный – День энергетика и личный – 60-летний день рождения.

Такое почти что совпадение, на мой взгляд, не случайно. Вот и Дмитрий Антонович в нашей беседе накануне торжеств это подтвердил.

Осознанный выбор

– Энергетика – случайный или осознанный выбор?

– Все-таки осознанный. Я родился и вырос на хуторе возле деревни Адаховщина, в километрах семи от Барановичей. Электрификация пришла к нам только в 1967 году, к 50-летию Советской власти. Все это время семья пользовалась керосиновой лампой, батареечным радиоприемником «Родина». Я завидовал сверстникам, что у них есть освещение, телевизор, утюг не на углях. На собственной шкуре ощутил, какое это благо цивилизации – электричество. Так и появилось желание заняться в будущем этим важным делом.

– Получилось сразу?

– Да. После окончания деревенской школы в 1972 году с первого раза поступил в политехнический институт на энергофакультет на специальность «Электрические станции». В 77-м закончил вуз и по распределению попал в Барановичские электросети. Я работал мастером, когда в 1982 году вышестоящее руководство предложило переехать в Ивацевичи и возглавить там район электросетей. Постигал профессию уже на новом участке работы.

– Можно ли сказать, что в электроэнергетике вы прошли все ступени?

– Не все. Есть еще службы изоляции, подстанции, релейной защиты, диспетчерская, в которых я не работал, но контактировал со всеми и одномоментно вникал во всё.

Директор «родился» через 9 месяцев

– А как произошло возвращение в Барановичи?

– О Барановичах не думал. Я даже маму и отца к себе в Ивацевичи забрал – они болели. Потом умерла мама, за ней – отец. В июне 2000-го я перешел в Барановичские электросети главным инженером. Два года жил здесь один. К жене в Ивацевичи приезжали на выходные и праздники втроем: я и дочери, которые учились в столице. Потом «Брестэнерго» выделило возвратную ссуду на приобретение квартиры в Барановичах. Так семья воссоединилась.

– Дмитрий Антонович, сколько лет вы руководите электросетями?

– В конце 2000 года у директора электросетей Ивана Антоновича

Жука закончился контракт, он перешел работать в первый отдел предприятия. Я, будучи главным инженером, 9 месяцев исполнял обязанности директора. Руководителем был назначен в сентябре 2001 года. Главным инженером тогда же стал Виталий Владимирович Масюкевич. С тех пор такой командой и работаем.

– Я подсчитала: в профессии вы 37 лет. Какие чувства испытываете сегодня, на пороге своего 60-летия?

– Ни разу не пожалел о своем выборе. Однозначно считаю его правильным. Убежден: эта профессия – самая главная, самая нужная. Единственное, что огорчало, – это моменты, когда вышестоящие инстанции ограничивали нас в праве выбора. А я всегда привык работать на собственной инициативе, решать вопросы самостоятельно, не согласовывать с «верхами» всякие мелочи.

– Ошибки в работе были?

– Конечно. Работать и не ошибаться практически невозможно. Важно осознать, что ошибся, в этом нет страха. Это ничуть, кстати, не уменьшает твоего авторитета.

– Вы принимаете решения единолично?

– Нет. Всегда надо прислушаться к мнению коллег. Чаще всего правильное решение приходит в процессе обсуждения. Для меня, как для руководителя, в иных случаях есть готовое решение, а есть ситуации, в которых надо однозначно посоветоваться. Руководителю важно поддержать ту точку зрения, которая приемлема для решения конкретной проблемы.

Энергетическая закалка

– Дмитрий Антонович, вы довольны своей командой?

– Доволен. В Барановичских электросетях всегда была толковая, грамотная команда. Так сложилось, что наши предшественники оказались практически одного возраста – и уходили на заслуженный отдых приблизительно в одно время. Произошла ротация кадров в руководстве предприятия, во главе многих подразделений. Новые специалисты, и я в их числе, учились у тех, кто имел большой опыт работы. Я с благодарностью вспоминаю бывших заместителей директора Ивана Александровича Лайшу, Александра Владимировича Гайдука, заместителя главного инженера Александра Павловича Савельева. Сейчас подходит мое время, и я спокоен за будущее предприятия.

– Своего преемника видите?

– И не одного. В коллективе достаточно много толковых ребят, причем и среди молодых специалистов. Я вижу, какие они ответственные люди, как болеют за дело, остаются сверхурочно, при этом не требуя доплаты за переработку. Хорошо, когда людей не надо заставлять, напрягать. У меня душа радуется.

Хотя замечу: специфика работы энергетиков такова, что даже плановые работы приходится выполнять в выходные дни, чтобы не сорвать работу потребителю в его рабочее время. К счастью, этот год нас миловал, а в прежние, когда бушевала стихия, приходилось трудиться круглые сутки в очень непростых условиях: в мороз, ветер, пургу, заносы. Проходить десятки километров, чтобы найти и устранить повреждения линии электропередачи.

– Но сейчас же такие возможности…

– Несмотря на то, что техника шагнула вперед, внедряются самые современные технологии, есть прогрессивные решения – цифровые защиты, увы, отсутствует мобильная высокопроходимая техника для работы по выявлению мест повреждений линий электропередачи во время аварий.    Поэтому персоналу приходится работать зачастую на грани человеческих возможностей. Зачастую наши специалисты снимают деревья, поваленные стихией,  с линий электропередачи. Если Минлесхоз закупил современные импортные комплексы, которые позволяют одному оператору  выполнить весь объем работ (спиливание, валка дерева, обрубка сучьев), то наши специалисты вынуждены делать это вручную.  У нас, к сожалению, подобную  технику не применишь. И условия другие, и риск большой.

Перемены в большой и малой энергетике

– В вашей отрасли – и в большой, и в малой энергетике – столько хороших  перемен за последние годы…

– Хороших перемен действительно немало, они продиктованы временем. В конце прошлого тысячелетия наши станции, в первую очередь  Березовская ГРЭС, потихоньку начали вырабатывать свой ресурс. Надо было безотлагательно заниматься их модернизацией. Поэтому в рамках государственной программы по обеспечению энергетической безопасности страны все средства вкладывались в реконструкцию Березовской ГРЭС как самой старой в республике, а также системообразующих  линий электропередачи с переводом напряжения 220 кВ в напряжение 330 кВ. Это обеспечивало выдачу мощности с реконструируемых станций. 

В конце прошлого года на Березовской ГРЭС запущены в работу два энергоблока, один из них смонтировали  китайские специалисты. Вместе с этим объектом шла реконструкция линии электропередачи Белоозерск – Рось. Включение этой линии позволило запустить реконструированные энергоблоки на полную мощность.

Введение двух энергоблоков на Березовской ГРЭС, модернизация минских ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, Новолукомльской ГРЭС позволили полностью обеспечить потребности республики в электроэнергии от собственных энергоисточников (хотя часть электроэнергии мы покупаем в России). Кроме того, благодаря модернизации большой энергетики снизится себестоимость вырабатываемой электроэнергии.

Особенно эффективны в этом плане парогазовые установки, в том числе и на китайском энергоблоке  Березовской ГРЭС. До реконструкции для выработки 1 кВтч электроэнергии сжигали 380 граммов условного топлива, на модернизированных станциях теперь сжигают 300 граммов, а на китайском энергоблоке – всего лишь  230 граммов условного топлива. То есть почти в два раза меньше на то же количество вырабатываемой электроэнергии. Таким образом, снизится потребление того же газа и, повторю, себестоимость электроэнергии.

А это откроет новые возможности. Уже сегодня Министерство энергетики видит ближайшую перспективу для снижения тарифов для реального сектора экономики.

Чувствительные тарифы

– А почему для населения они растут?

– За эти годы было принято, на мой взгляд, не совсем правильное решение переложить часть трат населения на промышленный сектор экономики. Мясо, молоко, хлеб, другие продукты и товары становятся дороже. Это естественно, когда производитель свои энергозатраты закладывает в готовый продукт. В то же время населению все равно не избежать платы за электроэнергию.

Но, как говорится, не было бы счастья… В промышленности начали реально работать над снижением энергозатрат. Первым в городе полностью ликвидировал мощную энергоемкую компрессорную завод автоматических линий и начал устанавливать в каждом цехе локальные компрессоры. И каждое предприятие пошло по такому пути, что значительно позволило снизить электропотребление. Мы это почувствовали, когда начали сравнивать структуру потребления электроэнергии. Доля промышленного сектора в общем потреблении постоянно уменьшается. А население, наоборот, увеличивает потребление электроэнергии с 10% до 27% на данный момент. Это объяснимо: благосостояние растет, люди при обретают все больше и больше бытовой техники.

До повышения тарифов затраты на электроэнергию в семейном бюджете были не так заметны, и этот перекос в цене за один киловатт-час в пользу населения привел к таким негативным последствиям.

– Но в настоящее время траты на электроэнергию в семейном бюджете являются самыми существенными в межотопительный сезон. Я сужу по своей семье.

 – У всех так. И еще больше платить будем.

– Министерство энергетики уже заявило, что в следующем году население будет оплачивать потребленные киловатт-часы в полном объеме. А сколько сейчас мы покрываем затрат энергетиков, можете сказать?

– Доля, покрываемая населением по электроэнергии, еще недавно была 40%, на данный момент почти 80%, по теплу – 17-18%. Все это время население не чувствовало необходимости экономить: во всех комнатах мог гореть свет, работала энергоемкая бытовая техника. Рано или поздно, мы все равно пришли бы к полной оплате электричества. Другое дело, чтобы людям было чем платить. Иметь массу должников никому не надо.

А перекос, о котором я сказал, негативно сказался на экономике энергетиков – у нас возникла большая финансовая брешь. Особенно Брестчина оказалась в невыгодной ситуации. Рентабельность продаж по области однозначно минусовая. Только сейчас предприятия энергетики реально начинают выкарабкиваться из убытков.

– Значит ли это, что будущий и последующие годы благоприятны и перспективны для энергетики?

– Уже ощутимо, что у энергетиков Брестчины появились дополнительные средства от реализации дешевой энергии. Мы реально видим, как ситуация начинает улучшаться, просматриваем перспективы. Смогли заменить основное оборудование на старейшей городской подстанции Южная. Теперь там работают два трансформатора, что сказывается прежде всего на надежности её работы, особенно для потребителей этого региона.

Новые возможности

– Применимо ли к энергетике понятие об износе оборудования? И если да, каков он у вас?

– Конечно, применимо. Вот только у нас процент износа по разным видам оборудования разный. Но если говорить о средней цифре, то у нас, в малой энергетике, в натуральных единицах он достиг 50%. А автомобильный транспорт в нашем филиале и вовсе выработал свой ресурс на 84%. На будущий год нам выделено 2,8 миллиарда рублей на приобретение автотранспорта, спецтехники, оргтехники. Это ничтожно мало, учитывая, что стоимость только одного автокрана, к примеру, составляет ровно половину этой суммы. Конечно, я не говорю о транспорте для оперативных бригад – здесь ситуация лучше. Мы полностью обновили парк, учитывая большую загруженность и круглосуточную работу этих машин.

– Вы несколько созывов избираетесь в городской совет депутатов. Что дает вам эта хлопотная деятельность?

– Мой стаж депутатства в горсовете исчисляется третьим созывом. Вы знаете, это полезно, но, к сожалению, просто физически на всё не хватает времени. Работа в совете открывает другие возможности: учитывая депутатский статус, мне проще, допустим, выбивать средства для реконструкции и модернизации городских объектов.

– Дмитрий Антонович, за вашей мягкостью…

– Я не мягкий, я – сдержанный. Но если взрываюсь, лучше не попадаться, коллеги знают.

– Вот уж не думала…

– Стараюсь подобного не допускать, в любом случае считаю это своим недостатком. Редко, но, к сожалению, такие случаи бывают.

– А я хотела сказать, что за внешней мягкостью, по моему наблюдению, скрывается твердый и целеустремленный характер директора электрических сетей. Верно?

– Отчасти да. Если ставлю задачу, в любом случае добьюсь её.

Семья единомышленников

– Ваша привязанность к энергетике передалась детям?

– Можно сказать, что моя семья – семья энергетиков. Жена работает оператором АСУ в тепловых сетях, младшая дочь тоже в энергетике – трудится в республиканском предприятии «Белэнергоремналадка», занимается тепловым оборудованием. Старшая – выпускница политехнической академии, но другого факультета – «Информационных технологий и робототехники». Она живет и работает в Москве в авиастроительной корпорации «Иркут». Кроме базового образования заочно закончила Московский авиационный институт. Дочки у меня очень самостоятельные и самодостаточные, за них я спокоен. Есть внучка, называю её «кветачка», по имени – Маргарита.

– В душе вы – кто?

– В душе я – сельский житель. Умею и пахать, и косить, и коня запрячь… Иногда приезжаю на хутор, где родился и вырос, и очень тоскую. Там теперь остался только сад. Но, обменяв квартиру в городе на дом, с удовольствием вожусь на огороде, где с женой выращиваем овощи, голубику, землянику, клубнику. Нашей семье всего хватает со своего огорода. Есть и сад.

– Можно сказать, что это – ваше увлечение?

– Одно из увлечений. Вообще я очень люблю путешествовать по Европе, Беларуси. Когда учился в Академии управления, подружился с группой слушателей. С того времени мы два раза в год обязательно выбираем маршрут и ездим по Беларуси, изучаем родной край, посещаем музеи, старинные усадьбы, парки, заказники. Белорусская земля очень красива и имеет богатую, интересную историю. А мы, как показывает жизнь, к сожалению, мало об этом знаем. Вот и восполняем эти пробелы. Мне вообще больше нравятся экскурсионные, туристические познавательные поездки. К недостаткам таких путешествий можно отнести только избыток информации.

– Вы дорожите дружбой или считаете это пережитком прошлого?

– Дружба – это святое. Есть у меня друг детства, с которым общаемся все это время. Есть друзья и на работе, среди коллег, и среди руководителей городских предприятий.

– С каким настроением встречаете праздники?

– С бодрым. Вот только в подсознании грустно, что это уже не 50, а 60 лет прожито. Переступаю определенный порог – подошел пенсионный возраст.

– Говорят, у каждого возраста свои прелести…

– Может быть… А в преддверии таких радостных для всех праздников поздравляю жителей нашего края с наступающим Рождеством, католическим и православным, с Новым годом! Хочу пожелать благосостояния, уюта, тепла и света не только в домах, но и в душах. Пусть в нашей жизни не иссякает добро, любовь, надежда!



  • Мы в социальных сетях: