В теплый сезон экологичный вид транспорта особенно популярен среди туристов. Для любителей активного отдыха новые веломаршруты, в ходе которых проходит знакомство с историей, современной жизнью и природой Барановичского края, разработали специалисты по туризму районного физкультурно-спортивного клуба «Надежда». По одному из них проехал «Нк».
На «нулевом» километре
Для первого путешествия был выбран маршрут для новичков. Его расстояние составляет 15 километров.
Отправной точкой путешествия стала лыжероллерная трасса районного физкультурно-спортивного клуба «Надежда», расположенная в 4 километрах от города. Доехать сюда, если нет собственного транспорта, можно на маршрутном такси Барановичи – агрогородок Мир (отправление с остановки на ул. Красноармейской).
На лыжероллерной трассе ежедневно, кроме понедельника, на прокат можно взять велосипеды (стоимость – 35 тысяч рублей в час; справки по тел. 43-00-36).
Первым остановочным пунктом веломаршрута стал агрогородок Мир. Статус агрогородка этот населенный пункт получил в 2005 году. Именно здесь в совхозе-комбинате «Мир» во времена Советского Союза был построен животноводческий комп-лекс, аналогов которому не существовало не только в районе, но и во всей республике. Здесь же была основана и конеферма по разведению племенных лошадей.
Марку нынешние работники агрокомбината стараются держать и сейчас. По-прежнему основная специализация хозяйства – животноводство, и им здесь занимаются всерьез.
«Мышское графство»
Из агрогородка Мир путь лежит к деревне Старая Мышь. Когда-то именно это местечко могло положить начало городу. Несколько веков назад здесь стоял большой замок, а по соседству, в Новой Мыши, была сосредоточена едва ли не самая крупная промышленность в регионе: здесь плавили медь, обрабатывали лес, производили спирт и варили пиво. Истории Старой Мыши более пятисот лет. Это поселение, находясь практически в самом сердце Великого княжества Литовского, было частью больших королевских владений.
Первым ее владельцем «по документам» был Ян Иеронимович Ходкевич, которому в 1568 году за военные заслуги король Польши и князь княжества Литовского Сигизмунд Август подарил эти земли вместе с графским титулом. Впредь Ходкевич и все его потомки назывались графами на Мыши.
На высоком берегу реки Мышанки у Варшавского гостинца (дорога из Варшавы в Москву была стратегическим объектом) Ян Ходкевич выстроил собственный деревянный дворец-замок с угловыми башнями на укрепленных валах, окруженный глубоким рвом, который питался водой из реки. Судьба отмерила замку почти сто лет существования. Однако во время тринадцатилетней войны России с Речью Посполитой, летом 1655 года, замок сгорел и больше не восстанавливался. Сейчас свидетелями былой славы и мощи являются лишь валы и рвы, известные как замчище, или замковая гора, как ее часто называют местные жители. У дороги поблизости с замчищем установлен памятный знак.
Еще одной достопримечательностью Старой Мыши является четырехрядная въездная липовая аллея длиной 200 метров и шириной 12 метров, которая ведет к месту, на котором во второй половине XVIII века находилась усадьба очередных владельцев местечка – Неселовских. Здесь же, в Мыши, в 1784 году Юзеф Неселовский принимал короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. От усадьбы сохранились остатки погреба и лестницеобразный спуск к реке Мышанка. На одной из окраин Старой Мыши есть еще один исторический объект, хорошо сохранившийся до наших дней, – бывшая винокурня Искрицких (одних из последних владельцев Мыши).
Старая история Новой Мыши
Следующим остановочным пунктом является деревня Новая Мышь. Это поселение возникло на берегу реки Мышанки. Возможно, именно от речки и пошло его название. Но краеведы утверждают, что топоним имеет балтский корень «машаз» или «маша», который означает «малый», «маленький». Не исключено, что в названии может лежать литовское «мышкас» – «лесистый». Сами же жители Новой Мыши рассказывают старинные легенды возникновения названия их деревни. Вот одна из них: недалеко от реки жил боярин Мышка. У него была дочка-красавица.
Приглянулась она слуге, и захотел он взять ее силой. Девушка решила спастись на другой стороне реки, поплыла, но утонула. Ее именем назвали реку и селение, которое возникло на берегу. Правда, исторического подтверждения этой легенды не найдено.
Кстати, одну из легенд в основу своей баллады «Мышанка» положил белорусский поэт XIX века Ян Чечот, чье детство прошло на этих берегах.
Более полутора веков назад Новая Мышь была крупным местечком, в котором активно развивалась торговля, ремесленничество. Однако так сложилось, что в 1871 году совсем недалеко, на железной дороге, открылась станция Барановичи. Это событие стало переворотным в судьбе Новой Мыши. Ведь центром торговли и промышленности постепенно стало именно местечко Розвадово, которое появилось возле железнодорожной станции. Именно оно дало толчок образованию будущих Барановичей.
История так распорядилась, и Новая Мышь осталась за чертой городской жизни. Стоит отметить, что шанс стать городом у этой деревни был еще один: с 1940-го года Новая Мышь была районным центром. Однако в связи с упразднением Барановичской области в 1954 году, спустя три года, Новомышский район был переименован в Барановичский, а в 1962-м его территория увеличилась за счет присоединения Городищенского района.
Сейчас яркими достопримечательностями Новой Мыши являются Костел Преображения Господня и православный храм Преображения Господня.
Первый деревянный костел в Новой Мыши был построен в 1641 году подканцлером Великого княжества Литовского Казимиром Львом Сапегой. Однако в XIX веке храм сгорел. На его месте возвели кирпичный костел Преображения Господня (1825 год), сочетающий формы классицизма и неоготики. В интерьере деревянные резные алтари и в стиле барокко, и рококо, перенесенные в начале XX века из Несвижского костела после его закрытия.
Рядом не менее красиво и величественно возвышается Преображенская церковь. Она была построена в 1859 году на средства правительства Российской империи и местных крестьян на центральной площади деревни. Церковь является памятником архитектуры ретроспективного русского стиля. Относится к типу центричных крестово-купольных храмов, установленных на высоком каменном фундаменте.
Инна ГОНЧАР.
Фото Бориса НОВОГРАНА.
(Продолжение следует)