Кто они, современные школьники-лидеры, какие у них мысли, планы, мечты?
«Наш край» знакомит читателей с ребятами, которые стали обладателями дипломов І степени на заключительном этапе республиканских предметных олимпиад.
По характеру – боец
Виктория Гончарик из средней школы № 9 – абсолютная победительница заключительного этапа республиканской олимпиады по географии. Победила она с солидным отрывом в несколько десятков баллов. Чистая победа, как говорят спортивные комментаторы.
О спорте вспомнил неспроста. И не только потому, что олимпиада школьная многим напоминает спортивную, да хотя бы жесткой конкуренцией за право называться лучшим. Спортивное ориентирование – еще одно увлечение Виктории, из года в год на городских соревнованиях она занимает призовые места.
– Надо отдать должное Татьяне Сергеевне Булыге, которая готовит школьную команду к городским соревнованиям, – замечает учитель Виктории Наталья Логина. – Ведь спортивное ориентирование – это та же самая география!
Но прежде надо отдать должное самой Наталье Леонидовне, которая подготовила нашу «олимпийскую чемпионку». Не каждый учитель смело скажет: вот мой ученик, который превзошел меня. А учитель Виктории так сказать не побоялась. Ведь девятиклассница знает о географии не просто много, а очень много.
– Тогда как у ее ровесников в мобильном телефоне в основном игры, Вика установила программу, с помощью которой изучает символику различных стран. Она большая труженица, «пахарь» в самом лучшем значении этого слова. У нее каникул не было – целеустремленно шла к цели, если не на факультативе, не дома за книгами сидит, так по вайберу мне вопросы задает.
Наталья Логина – автор исследовательских работ по краеведению. Она изучила агроусадьбы нашего края, на основе собранных сведений был создан сайт, а работа «Герой нашего времени» послужила основой для книги о знаменитом земляке Николае Доменикане. Наталья Леонидовна издала ее в соавторстве с Героем Соцтруда, назвав «История одной судьбы».
Все, с кем бы я ни заговорил о Виктории, сходились в одном: она – боец, воин по характеру, лидер. Недаром учится в классе по направленности «Безопасность жизнедеятельности», широко известном в народе как класс МЧС. В прошлом году у школы тоже был победитель олимпиады на уровне республики, и опять же – выпускник класса МЧС.
Директор школы Юлия Тарасова убеждена, что это не случайность: специфическая подготовка дисциплинирует ребят. Помимо общих для всех школьников предметов здесь мальчишки и девчонки получают навыки стрельбы, рукопашного боя, изучают основы пожарного аварийно-спасательного дела, посещают бассейн.
– Взаимодействие между ГРОЧС и СШ № 9 организовано давно. Класс военно-патриотической направленности появился в школе в 1989 году, особенно активно развивается наше сотрудничество в последние 15 лет, – говорит Игорь Хлобукин, начальник ГРОЧС, выпускник СШ № 9.
– Учащиеся пользуются учебно-тренировочной и материально-технической базой отдела по ЧС, наш наиболее подготовленный работник из числа офицеров, специально закрепленный за школой, проводит с ребятами занятия. В течение года учащиеся занимаются пожарно-спасательным спортом. Прошлый раз на областном слете Белорусской молодежной общественной организации спасателей-пожарных в условиях полевого лагеря они заняли 4-е место. СШ № 9 стала достойной кузницей кадров для ГРОЧС, правоохранительных органов и др. подобных структур. Многие выпускники добились успехов в профессии, окончив вузы МЧС или поступив в ГРОЧС на службу, подготовка к которой началась еще в школьные годы: командир отделения ПАСП № 18 в д. Тешевле Михаил Скипор, командир отделения ПАСЧ-3 Михаил Лежень, диспетчер центра оперативного управления ГРОЧС Сергей Субботин, – приводит примеры Игорь Хлобукин.
Самому Игорю Константиновичу уровень знаний и физической подготовки, полученный в этой барановичской школе, которая носит имя Героя Советского Союза Г.Н. Холостякова, позволил поступить в Санкт-Петербургскую высшую пожарно-техническую школу МВД СССР.
Если говорить о Виктории, то она в будущем хотела бы стать врачом-хирургом.
«Я б в разведчики пошел…»
Диплом I степени на городском этапе республиканской олимпиады по географии, затем диплом II степени на областном и, наконец, диплом I степени на заключительном этапе. К такому результату ученик гимназии № 3 Алексей Казеко пришел всего за год.
Интерес к этому школьному предмету у гимназиста появился после того, как он взял в руки старую книгу «Занимательная география» 1986 года издания.
– Откуда она у тебя?
– От дедушки, он тоже интересовался географией, – отвечает парень.
Его учитель Елена Шимчик давно заметила в Алексее увлечение географией, предлагала ему попробовать свои силы в олимпиадном движении. Алексей согласился не сразу, после второго «захода» учителя. Ведь в общем-то парень он скромный, далеко не круглый отличник, учится в основном на семерки. Но вот стоило только гимназисту поверить в свои силы – и такая победа!
Правда, красивому триумфу, как водится, предшествовал упорный труд. В неделю у девятиклассника было по пять уроков географии.
– А на каникулах мы проводили за учебниками по все пять часов в день, – добавляет Елена Петровна.
Алексей не первый, кто у этого учителя приходит к большому успеху. В свое время «Наш край» рассказывал об учениках Елены Шимчик, а именно об участнице международной олимпиады по географии Екатерине Воробиной. Так вот, с Екатериной к олимпиадным достижениям учитель шла два года.
Как повысить туристическую привлекательность нашего города? Кому, как не географам, знать ответ на этот вопрос? Интересно было услышать рассуждения Алексея, вот и завел разговор на эту тему.
– Поскольку Барановичи – город молодой, особых культурных достопримечательностей, какие есть, например, в Риме, у него нет, значит, есть смысл делать ставку на современные технологии, тем более в городе свой университет, способный их развивать, – рассуждает Алексей. – В городе Дубай, который сегодня стал значительным туристическим центром, в 1991 году количество девятиэтажных домов можно было пересчитать по пальцам.
Не удержался и пустился с собеседником в дискуссию. Пусть и не очень уж длинная, но своя история у Барановичей есть. Есть о чем рассказать туристам, например, о том, что наш город не единожды посещал Николай II.
Сошлись на том, что крупицы истории нужно бережно сохранять и новое вовсе не обязательно должно вытеснять старое – многие крупные города могут быть примером. Так, в Париже старая застройка не входит в противоречие, а, наоборот, гармонично сочетается с новыми архитектурными шедеврами.
Алексей уже определился с профессией. Собирается в разведку, правда, не в ту, из которой вышли Исаев-Штирлиц или Джеймс Бонд, а в геологическую. Для того чтобы получить эту специальность, предстоит поступить на географический факультет БГУ.
Филолог, который хочет стать программистом
Имя Анастасии Пузиковой хорошо известно читателям «Нашего края»: газета не раз сообщала о ее победах. Вот и финишный, 11-й учебный год ученицы гимназии № 2 оказался насыщенным.
На всех трех этапах республиканской олимпиады по русскому языку Анастасия завоевала дипломы I степени. А кроме этого, у нее аналогичная награда на городском этапе олимпиады по белорусскому языку, диплом III степени на заключительном этапе олимпиады Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». И это далеко не всё: гимназистка стала абсолютной победительницей XIV Международной олимпиады по русскому языку.
Победу ученицы разделяет ее учитель, а по совместительству – мама, Светлана Пузикова. Любимая дочь, кстати, не единственная победительница у Светланы Анатольевны. На заключительном этапе республиканской олимпиады по русскому языку ученица Александра Дойнич взяла диплом III степени.
– Школьная жизнь – лестница, по которой нельзя двигаться вниз. Достаточно встать на первую ступеньку – и начинаешь путь наверх, причем конечного пункта у этой дороги нет, – говорит Анастасия, которая через считанные дни станет выпускницей. – Человек учится всю жизнь, но точка отсчета у каждого – школа.
Кем же решила быть гимназистка? При таких успехах в филологии Анастасия Пузикова выбрала специальность… программиста. Решила поступать в БГУИР, хотя могла бы без экзаменов оказаться в рядах студентов любого белорусского вуза, в котором есть специальность по профилю победы на республиканском этапе олимпиады. А если не белорусского, так российского – право быть зачисленной без экзаменов дает ей также победа на международной олимпиаде.
Выбрала не самый легкий путь: летом предстоит сдавать централизованное тестирование по математике, физике, английскому языку. Хотя как сказать: может быть, для Анастасии пройти эти испытания и не составит труда. Ведь средний балл ее аттестата, если судить по оценкам, будет 100 баллов!
Оказывается, девушка зачитывается книгами не только по русскому и белорусскому языкам, как вы могли подумать, но и по языкам программирования. А еще пишет стихи и поет.
– Поиск новой информации для меня тоже своего рода хобби.
– Не будет ли скучно в техническом вузе, где уже не придется готовиться к филологическим олимпиадам?
– Научная деятельность, КВН – думаю, в вузе тоже найду, чем заняться.
О чем мечтает филолог, который хочет стать программистом?
– Мечта – нечто абстрактное. Предпочитаю не мечтать, а ставить конкретные цели и достигать их, – говорит Анастасия Пузикова. – Хотя порой благодаря мечте человек может добиться грандиозной цели. Но не все мечты могут исполниться, а те, которые могут, – и есть цели. Для меня это, пожалуй, безостановочное движение вперед, которое ведет к успеху.
Тандем учителя русского языка СШ № 21 Татьяны Кононовой и ученицы Татьяны Петрашевич сложился, еще когда последняя была в пятом классе.
– Я сразу заметила способности Татьяны к изучению моего предмета ‒ она с первых дней стала моей помощницей, ведь могла уже тогда не хуже учителя объяснить одноклассникам тот учебный материал, который услышала накануне. Однако складывается впечатление, что Татьяна и на каждом другом уроке ищет пищу для своего ума, – говорит учитель.
Так оно и есть, ведь на городском этапе олимпиадного марафона девятиклассница стала победительницей сразу по нескольким предметам: русскому, белорусскому языкам, обеим литературам и истории. На областном этапе завоевала сразу два диплома I степени – по русскому и по истории. Успех ждал ее и на республиканских конкурсах по русскому языку («Журавлик»)и по истории («Кентаврик») – школьница стала победительницей.
А в прошлом учебном году на уровне города отличилась даже по химии – диплом II степени.
– Вот говорят: отличники, отличники… Но в классе Татьяну любят, и времени у нее хватает не только на учебу, но и на общение с друзьями, – продолжает Татьяна Кононова. – Она никогда не пожалеет отметки своим одноклассникам, умно и тактично отстоит более высокий балл для своих товарищей.
И это не удивительно, ведь в будущем знаток языков хочет стать адвокатом!
Отдельно стоит сказать об уроках Татьяны Кононовой. У нее ученик может получить высокую отметку не только за умный ответ, но и за такой же вопрос, ведь чтобы его задать, нужно хорошо владеть материалом. Нередко проводит она «урок наоборот»: не учитель экзаменует детей, а они ее. И такая форма работы дает результат. Уже в 8-м классе Татьяна успешно справлялась с заданиями централизованного тестирования на 85–90 процентов. В этом году – на 95 и более.
Думаю, родители хотели бы знать секрет, как воспитать такого интеллектуала. В одном из последних школьных сочинений Татьяна дает им совет, почерпнутый из народной мудрости: «Не воспитывайте детей – они всё равно будут похожи на вас, воспитывайте себя».
Виталий ГЕРЦЕВ.