Наверх

На пороге перемен

02.07.2014 253 Наш край

Буквально через несколько дней после начала Великой Отечественной войны – 26 июня 1941 года – в Харькове была  сформирована новая войсковая часть: подвижные авиационно-ремонтные мастерские. 

Они располагались в двух железнодорожных вагонах. Специалисты мастерских восстанавливали вышедшие из строя боевые самолеты. Так начиналась история 558-го авиаремонтного завода. С тех пор свой день рождения коллектив отмечает ежегодно. Нынешний 26 июня запомнится особенно: во-первых, труженики преподнесли себе замечательный подарок, во-вторых, начался новый этап в развитии барановичского предприятия.

Лучшие на заводе

А еще к этому дню здесь подводят итоги конкурса профессионального мастерства. 32 работника удостоены нынче высокого звания «Человек года завода», они будут занесены на доску почета. Награждая победителей, главный инженер предприятия – первый заместитель директора Андрей Тучин (на снимках) не скрывал, что с каждым годом все тяжелее выбрать лучших: так много работников претендуют на лидерство в профессии. «Надо бы уже доску почета расширять раза в два». А с другой стороны, чем тяжелее пробиться на высшую ступень, тем престижнее это звание.

Инженер-технолог Игорь Васильев, который назван «Человеком года» в своей номинации, признался: «Что испытываю?  Чувство гордости и радости за то, что оценили мой труд. На завод вернулся после окончания Рижского авиационного института, работаю здесь вот уже 25 лет, не так давно получил еще и ветеранское звание. Люблю авиацию, люблю свое предприятие, роднее его для меня ничего нет».

Подарок ко дню рождения

С Игорем Васильевым мы разговорились по дороге к  музею. Отмечаю, какая красивая и ухоженная территория завода. Еще пару шагов – и взору открылся симпатичный компактный выставочный павильон. В нем и разместился заводской музей. Открывая экспозицию, Андрей Тучин убежденно говорил: «Пустовать музей не будет. Патриотическое воспитание – вещь насущная. А разве не интересна наша богатая история?»

Раньше небольшая музейная экспозиция размещалась в помещении первого этажа административного корпуса. Потом её временно свернули. Но все же к идее построить свой музей вернулись. Разместить его было решено в помещении старого инструментального цеха и подземного склада.  Работа шла больше года. Экспонаты для музея собирали, где только возможно. Один из работников завода принес штык. Андрей Тучин недоумевал: «А при чем здесь штык к авиационному предприятию?» Оказалось, дед специалиста в составе завода воевал на фронте. Штык – это дедовский военный трофей. Штанген-циркуль 40-х годов прошлого века подарил музею Владимир Куник, директор УНР-83, которое строило музей. Пожелтевшие газеты, грамоты, фотографии, которых здесь больше 800. Среди них почетное место занимают портреты руководителей предприятия.

В экспозиции два макета завода. Первый: два железнодорожных вагончика, вслед за паровозиком движущиеся по железной дороге. Второй: нынешний 558-й авиаремонтный завод в миниатюре. Рассказ Андрея Тучина, который стал первым гидом по экспозиции, сопровождается популярной в предвоенные годы мелодией «Рио-Рита», звучащей из шипящего патефона.

А вот и первые образцы военной авиационной техники, которую восстанавливали специалисты завода. В витринах – макеты самолетов, ремонтируемых в разные годы. Не хватает только знаменитой ракеты Р-12. В 60-е она тоже прошла обновление в цехах барановичского предприятия. Кстати, в наш город завод перебазировался на постоянное место в 1953 году.

На вечное хранение

Музейная экспозиция разделена на две части: военную-послевоенную и современную. Военная завершается выпиской из Указа Президиума Верховного Совета СССР  от 5 апреля 1945 года о награждении мастерских орденом Красной Звезды. За боевые заслуги перед Родиной. Здесь и послевоенные награды – Почетная грамота Верховного Совета Белорусской ССР и Переходящее Красное Знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ЦК ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Последняя награда – предмет особой гордости заводчан. Десять лет подряд барановичские авиаремонтники  выходили победителями Всесоюзного социалистического соревнования, за что Знамя передано заводу на вечное хранение.

Отдельная страничка заводской истории – почетные гости, среди которых министры, маршалы, Президент Казах-стана Нурсултан Назарбаев, Президент Беларуси Александр Лукашенко. Привлекает объемная карта мира: маленькие самолетики в разных регионах  – адреса международного сотрудничества завода. И подарки-сувениры оттуда, как кинжал из Нигерии.

558-й  авиаремонтный завод – непременный участник Международной авиационно-космической выставки в подмосковном Жуковском. Там барановичские специалисты представили и модернизированный МиГ-29…

Новое слово для города, республики 

Все эти страницы – уже история. И 26 июня 2014 года ушел в историю. А каков сегодняшний день барановичских авиаремонтников? Какие достижения они впишут в историю завтрашнего дня? Чем пополнят экспозицию музея?

– Сегодня нам нелегко, – отвечает на вопросы журналистов Андрей Тучин, – потому что очень много работы, еле успеваем выполнять заказы. А впереди – очень интересный период. Перед нами много нового, пока непонятного. Я бы сказал, пришло время хороших перемен. Из авиаремонтного завода нам предстоит превратиться в самолетостроительный. Мы никогда не занимались самолетостроением, тем интереснее задача. Это абсолютно новое слово для Беларуси. И этот год станет решающим для воплощения задачи. Сейчас основной вопрос – интеграция с российскими компаниями. По их заказу нам предстоит выпуск отдельных компонентов авиатехники.

Мысль о том, чтобы заняться производством авиакомпонентов, появилась более 10 лет назад. Мы видели, как из года в год сокращается потребность в ремонте самолетов. Если раньше мы восстанавливали до 180 самолетов в год, то сейчас – до 30. Будущее все-таки – за другим.

Мы ставим задачу войти в нишу производства авиатехники. Уже пробовали делать для себя отдельные детали, агрегаты, показывали их нашим гостям. Заинтересованность к разработкам проявили россияне. И эта заинтересованность воплотилась в реальные заказы. Первая партия агрегатов для самолета-амфибии БЕ-200 ушла в Таганрог. Прорабатываем вопрос о подобном сотрудничестве еще как минимум с тремя российскими заводами. Причем мы не хотим замыкаться на какой-то одной детали.

Цех по изготовлению авиационных компонентов разместится на площади более 4 тысяч квадратных метров, объединив два старых цеха. Пока в штате 4 специалиста, есть руководитель новой структуры. Набираем специалистов. Замечу: для людей амбициозных здесь есть простор. Приглашаем как инженеров, так и высококлассных рабочих, станочников с других городских предприятий. Будем рады выпускникам нашего университета.  

 Для нового высокотехнологичного производства уже в октябре получим из Европы современное оборудование. Достаточно сказать, что подобных обрабатывающих центров, которые придут из Франции, на наших городских предприятиях нет.

На благо страны

Позавчера Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко вручил государственные награды лучшим представителям страны. Ордена Отечества III степени удостоен директор ОАО «558 авиационный ремонтный завод» Владимир РЫБИН.

Вот какими мыслями поделился с «Нашим краем» Владимир Иванович:

– Испытываю огромную радость от получения столь высокой государственной награды, от такой оценки своего труда и тру­да коллектива. Ведь это не только моя награда – награда всего коллектива завода. Отмечены наши успехи и в производствен­но-хозяйственных делах, и в развитии экспортного потенциала. В апреле 2014 года Президент был на заводе, видел производ­ство, знает о наших планах. Во время вручения награды я дал слово, что свои обещания мы выполним. И пригласил Александ- ра Григорьевича Лукашенко на открытие нового производства авиационных компонентов в апреле 2015 года.

Вдвойне приятно, что вручение государственных наград состо­ялось в канун 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фа­шистских захватчиков и в канун Дня Независимости республики. Это знаково. Работа коллектива предприятия как раз и направле­на на повышение обороноспособности нашего государства.

 

С праздником, дорогие земляки!



  • Мы в социальных сетях: