Наверх

«Мясной вопрос» разрешится к 1 мая?

25.02.2013 389 Наш край

Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия «Об утверждении ветеринарно-санитарных правил содержания продуктивных животных в личных подсобных хозяйствах граждан», принятое в начале года, наделало много шума и вызвало больше проблем, нежели сняло с повестки дня одну – о контроле за реализацией мяса домашних животных. Видимо, скоро это поняли и сами чиновники, так как буквально на днях срок начала действия данного документа был перенесен на 1 мая. Но многие владельцы личных подсобных хозяйств, индивидуальные предприниматели и после этого решения не могут вздохнуть с облегчением – слишком много сумятицы внесли принятые правила в их размеренную и отлаженную работу. 

Напомним:  постановление Минсельхозпрода требует, чтобы убой крупного и мелкого рогатого скота, свиней и лошадей для последующей продажи мяса осуществлялся  только в специальных организациях. Чем вызвано принятие документа? По словам главного государственного  ветеринарного инспектора областного управления сельского хозяйства и продовольствия Виктора Карповича, каждый год обостряется  ситуация с заболеванием животных, что требует более высокого уровня контроля за реализацией мяса и мясной продукции. Кроме того, такие правила уже действуют на территориях наших партнеров по Таможенному союзу: в России и Казахстане. Беларусь должна привести в соответствие с ними и свои.

Но если требования Таможенного союза понятны, то понять первое условие продавцы мяса не могут. Один из индивидуальных предпринимателей, который реализует мясо на кооперативном рынке с 1998 года, недоумевает:  испокон веков свиней били во дворах, там же тушу разделывали, и никто ничем не болел. Более того, для всей семьи этот процесс становился настоящим праздником. Поэтому и он с 2005-го повернул свой бизнес к домашним животным: кроме того, что сам выращивает на личном подворье свиней для продажи, так еще и скупает хрюшек у людей в деревнях. За эти годы барановичский предприниматель зарекомендовал себя порядочным партнером как у крестьян, которые специально растят животных для продажи, так и у покупателей домашнего мяса.

На этот бизнес у индивидуального  предпринимателя работает вся семья. Молодые строят дом, а строительство требует вложения немалых средств. На своем личном подворье в поселке Жемчужном у него есть и своя убойная площадка: забетонирована как надо, есть вода, устроен сток. «Да у нас там чище, чем, может,  у кого во дворе». Мой собеседник не скрывает, что несколько раз приходилось возвращать туши владельцам. Попадались и хряки, и заболевшие животные. Но в последнем случае ветеринарный врач категорически отрезал: клеймо не ставлю, предубойную справку не даю.

Но даже если бы местный ветеринар закрыл глаза на нарушения, размышляет молодой человек, в районной ветлечебнице тушу развернули бы. А без документов на рынок не попадешь.

Процедура контроля за качеством продукции, как я убедилась, на самом деле строгая и принципиальная. Прежде чем попасть на прилавок, свинка проходит четырехступенчатый  ветеринарный надзор. Да и для чего тогда на рынке ветеринарные лаборатории?

– Принятым документом наказали в первую очередь сельчан, – подчеркивает тот же индивидуальный предприниматель. – Они нам позвонят, мы приедем, сами свинку из сарая выведем, взвесим и в машину погрузим. Вряд ли какой крестьянин найдет силы сам все сделать, да еще специальный транспорт найти. Найти-то, может, и найдет, а вот сколько за эту услугу заплатит – вопрос.

Торговец  домашним мясом привел в пример своих партнеров из деревни Стайки. В семье две дочери-студентки, учатся в столице. Вот и приходится родителям выращивать свинок, чтобы дать образование дочерям. Только за квартиру по 100 долларов платят. Недавно пришлось разговаривать с крестьянами, те чуть не плачут от растерянности:  что будет дальше? Уже сейчас скупщики мяса снизили закупочные цены.

  В данном случае телегу впереди лошади поставили. И с нами не ясно, – говорит индивидуальный предприниматель,  – будем ли заниматься этим делом или придется бизнес свернуть.

Таких, как он, в Барановичском регионе много. Только на кооперативном рынке торгуют мясом 38 индивидуальных предпринимателей. Директор рынка Виталий Рахмеджанов уверяет, что частично потребность горожан в мясной продукции могли бы удовлетворить и сотрудники кооперативного рынка – у них имеется пять мест в мясном павильоне, но полностью закрыть брешь (если уйдут индивидуальные предприниматели) в мясном бизнесе коопрынок не берется. До недавнего времени и услуга убойной площадки в коопзаготпроме обходилась кооперативному рынку не бесплатно.

Исполняющий обязанности председателя районного потребительского общества Иосиф Шустал сообщил, что до сих пор коопзаготпром удовлетворял все заявки и посторонних организаций, и немногочисленных владельцев домашней живности. Если нагрузка и спрос возрастут, райпо понадобится закупать дополнительное оборудование для убойной площадки.  И, конечно, рассчитать приемлемые расценки на свою услугу. Но какими бы разумными они не были, еще одно звено между продавцом и покупателем, разумеется, потребует дополнительных затрат.

– При самых хороших базарах я имею 500–600 тысяч рублей дохода в день, – раскрывает коммерческие тайны еще один знакомый торговец мясом на рынке. – А при новых правилах, прикинул, надо будет примерно миллион выложить на спецтранспорт. Нам ведь не разрешат на том самом автомобиле, на котором привезли свинку на убой, тушку на рынок везти. Придется повышать цены. Но смогу ли я за один день, как того требует новый документ,  продать товар за высокую цену? Не уверен.

…Который год я покупаю у односельчан на Пружанщине сало, когда они колют домашнюю свинку. И не я одна. Свеженина расходится мигом, точно так же, как и информация о том, кто продает и почем. Думаю, теперь сельский житель, желающий продать излишки домашнего мяса или сала,  тем более будет оповещать об этом прежде всего родственников, соседей, знакомых. Это для него будет и проще, и совсем не накладно.

– Наделали дел, – жаловалась постоянная покупательница домашней свинины на коопрынке.  – Они же таким образом хорошую конкуренцию убивают. Для меня чем рынок хорош? Здесь поторговаться можно. На рубль-два, глядишь, продавец и уступит.  И кому хорошо сделали?

С мнением этой горожанки солидарен и еще один читатель газеты, видимо, торговец мясом.  Письмо в редакцию он не подписал, но в нем честно признался, что для многих предпринимателей  запрет  не страшен.  «Мы будем возить тушки в Россию и сдавать в магазины». По его словам, так уже сейчас делают некоторые предприниматели из Барановичского района. «Очень большой доход».

Один из знакомых после выхода в свет вышеназванного постановления Минсельхозпрода так отозвался о документе: «Наши люди из всего выход найдут». Может, он и прав.  Только кто от этого выиграет?



  • Мы в социальных сетях: