Наверх

Можно, если осторожно

26.04.2023 327 Наш край

За 37 лет, прошедших с момента Чернобыльской аварии, мир изменился до неузнаваемости. Причем несколько раз.

Сначала взрыв на атомной станции вызывал волну страха у людей в разных странах. Под его воздействием в Европе начали активно говорить об отказе от выработки энергии с помощью ядерной реакции. Дальше всех зашла Германия, успевшая закрыть 14 из существовавших к 90-м годам минувшего столетия 17 АЭС. Оставшиеся три были закрыты в ночь на 16 апреля 2023 года…

Спустя почти четыре десятилетия многое видится по-другому. Да, атом, даже мирный, штука не безобидная. Но это вовсе не значит, что следует поддаваться панике и отказываться от его использования. Наоборот, как показало время, поспешно принятое главами европейских государств решение об отказе от АЭС было недальновидным. И сегодня на фоне санкционного давления на Россию и Беларусь (в рамках которого Европа катастрофически для себя снижает закупку энергоресурсов в Российской Федерации), это бездумное решение привело к колоссальному дефициту энергии по всей Европе в целом и в той самой Германии – в частности. Результат – холодные квартиры, неосвещенные улицы, закрытие энергоэффективных производств.

Странная, конечно, логика: отказаться от атома, потому что в теории это может привести к аварии. Если ей следовать, то человечеству следовало бы откреститься от десятков благ цивилизации. К примеру, от автомобилей, ведь в дорожных авариях гибнет в тысячи раз больше людей, чем в результате аварий на атомных станциях.

А всего-то стоило просто подумать о безопасности использования атомной энергии и с учетом новых требований принять необходимые меры. Как это сделала Беларусь, которая извлекла уроки из произошедшего, научилась жить с последствиями аварии на ЧАЭС. И не поддалась иррациональному страху перед атомом, а доказала: если подходить к этому делу ответственно, особое внимание уделив безопасности, то атомная электростанция будет не злом – благом.

Все годы, прошедшие после аварии, Беларусь принимает широкий спектр мер по социальной защите и медицинской помощи населению, поддержке развития пострадавших районов. Это – один из приоритетов нашей государственной политики.

В результате всех принятых мер площадь территорий республики, загрязненных цезием-137, удалось снизить практически вдвое: если в 1986 году воздействию подверглось порядка четверти всей территории Беларуси, то сегодня загрязненной остается почва на чуть больше 12%. Как недавно озвучила в общении с журналистами заместитель начальника управления по обращению с радиоактивными отходами Госатомнадзора Екатерина Шмелева, постепенно снижается доза внешнего облучения населения в связи с распадом цезия-137, общая обстановка улучшается каждый год.

Жители пострадавших районов имеют возможность получить высококвалифицированную медицинскую помощь, оздоровиться в чистых районах, пройти санаторно-курортное лечение. В общем, без помощи не остается никто.

В пострадавших регионах открываются новые предприятия и фермы, строится жилье, к домам сельчан подводят газ. Жизнь возвращается.

Думая о будущем, о нарастающем дефиците энергии, белорусы построили Островецкую атомную станцию. И как бы ни старались сбежавшие на запад «змагары» нагнать страха и напророчить неизбежные катастрофы, связанные с ее функционированием, каждый здравомыслящий человек понимает: за атомными электростанциями будущее. Изучив опыт первых лет эксплуатации Островецкой АЭС, ученые предлагают подумать над строительством еще одной атомной станции. Потому что произведенная ею энергия на данный момент получается самой экологически чистой и экономически выгодной.

Кстати сказать, к подобному выводу пришли и в той самой Европе, которая последние годы шла в обратном направлении. И вот уже Польша, хлебнувшая всех «прелестей» дефицита электроэнергии, полным ходом готовится к строительству сразу двух атомных электростанций на своей территории.

…И почему-то совсем не слышно возмущенных голосов наших «свядомых», так яростно доказывающих необходимость закрытия Островецкой АЭС. Притом, что большинство из них еще в 2020-м году уехало из Беларуси и обосновалось как-раз-таки в Польше – именно там, где собираются строить «опасные» АЭС.

Видимо, проще изображать кликуш по отношению к своей настоящей родине, чем пытаться протестовать против политики «демократической» Польши, которая вряд ли станет молча сносить выпады в свой адрес.

Ирина СОСНИНА




  • Мы в социальных сетях: