Наверх

Масло с горчинкой

13.03.2013 336 Наш край

15 марта в календаре отмечен как День потребителя. В 2013 году его тема – следующая: «Потребительское правосудие сегодня». Тем самым акцентируется внимание наших граждан на широких возможностях по защите своих прав.

Уполномоченные по государственной защите прав потребителей начальник отдела торговли и услуг горисполкома Татьяна Чернушевич и заместитель начальника Татьяна Артюшкевич отметили, что потребители становятся грамотнее в своих действиях и знают свои права. Однако ситуация все еще далека от идеальной. Обращений жителей региона и в горисполком, и в общественную организацию защиты прав потребителей меньше не становится. В 2012 году в горисполкоме по этому поводу было зарегистрировано 82 письменных заявления и 29 – устных. На личный прием к юристу общества по защите прав потребителей Александру Савчуку обратились 1 487 человек. 

Если в прошлые годы основная доля претензий граждан касалась ненадлежащего качества приобретенных товаров, то в 2012-м ситуация изменилась. По словам Александра Савчука, теперь граждане все больше высказывают недовольство качеством предоставленных услуг и работ. Особенно много нареканий на установку окон, изготовление памятников, перетяжку мебели и т.д. В прошлом году в адрес индивидуальных предпринимателей, нарушающих права потребителей, от общественной организации было направлено 17 претензий. Как правило, споры между гражданами и индивидуальными предпринимателями заканчиваются мирно: стороны договариваются. Однако процентов 15-20 претензий рассматриваются в суде: в 2012-м туда подано 15 исковых заявлений, абсолютное большинство из них удовлетворено.

Но чтобы избежать таких «урегулирований», Александр Савчук настоятельно рекомендует гражданам заключать  договор на оказание услуги с тем индивидуальным предпринимателем, кто не только изготавливает, но и устанавливает окно, памятник и т.д. Чтобы потом этот человек мог снять претензии, возникающие по качеству услуги или в течение гарантийного срока.

Очень часто гражданин сразу ставит свою подпись в акте приема выполненных работ, не принимая как следует работу. А уже спустя время обнаруживает дефекты, брак. Доказать вину индивидуального предпринимателя в этом случае сложно. И не надо соглашаться на позднее время доставки окна, мебели. Недобросовестные исполнители специально выбирают вечер, сумерки, чтобы «втюхать» человеку товар.

Не все граждане знают, что о своих нареканиях они могут сообщить в книге замечаний и предложений. И уже продавец либо индивидуальный предприниматель должен в течение 15 дней предоставить человеку письменный мотивированный ответ. Как мы уже сказали, потребители могут обращаться в отдел торговли и услуг горисполкома к уполномоченным, в общественную юридическую приемную горисполкома, к юристу общественной организации по защите прав потребителей.

А есть моменты, когда никто обратившемуся гражданину помочь не может. Буквально позавчера на прием к Александру Савчуку обратилась горожанка, которая купила в одном из магазинов «Евроопта» льняное масло. По ее словам, оно оказалось очень горьким. Забрать товар и вернуть покупательнице 25 тысяч рублей за него  в магазине отказались. Юрист подтвердил, что работники торговли поступили верно: срок годности масла не истек, у продавца имеются все документы, подтверждающие его происхождение и качество. Горожанка с таким решением не согласилась. Но в Барановичах нет и лаборатории, которая бы дала заключение о том, что продукт плохой или хороший. 

Что касается продовольственных товаров, то они, сообщил Александр Савчук, относятся к категории тех, которые обмену не подлежат. Равно, как и обои. Допустим, человек приобрел 10 рулонов обоев, восемь израсходовал, два осталось. Вернуть назад два он уже не имеет права. Если купил 10 рулонов, значит, 10 и может вернуть в течение 14 дней, если они не вскрыты.

Не подлежат обмену или сдаче в аптеку и лекарства. Даже если человеку они не понадобились. Никто этот товар назад не примет.



  • Мы в социальных сетях: