Наверх

Маршруты особого назначения

05.03.2013 455 Наш край

Каждое утро военнослужащие Барановичского гарнизона спешат в места постоянной дислокации своих частей: авиаторы-истребители,  воины ПВО и внутренних войск – в авиагородок, на улицы Войкова и Чурилина; связисты, танкисты, ремонтники автомобильной и бронетанковой техники – в военный городок на II Третьяках. А  подполковник Александр Борздый уже много лет свой рабочий день начинает в управлении Барановичского отделения Белорусской железной дороги.

Хотя должность и звучит несколько громко – комендант военных сообщений железнодорожного участка и станции Барановичи, в моем непосредственном подчинении всего лишь три офицера, – рассказывает Александр Вячеславович о своей редкой для обывательского слуха службе. – Но это не значит, что мы здесь только обдумываем хитроумные шахматные комбинации или гоняем нарды – работы хоть отбавляй, причем работы круглосуточной, серьезной, ответственной…

Служба военных сообщений (ВОСО) – одна из старейших армейских служб, прошла большой и сложный исторический путь развития. Еще в «Уставе воинском» 1716 года, утвержденном Петром I, указывалось, что в полевом управлении русской армии – доставка войск и воинских грузов, использование дорог в военных целях, их ремонт и содержание находятся в ведении особого учреждения.

Профессиональный праздник людей в погонах, имеющих отношение к ВОСО, в России и Беларуси традиционно отмечается 5 марта – именно в этот день в 1918 году Реввоенсовету Республики было передано Управление военных сообщений, существовавшее прежде в расформированной  Ставке Верховного Главнокомандования.

– Основная функция Управления военных сообщений Транспортных войск Республики Беларусь остается неизменной – его комендатуры (в областных центрах и в нашем городе) являются связующим звеном между оборонным ведомством и железной дорогой в обеспечении своевременной перевозки воинских эшелонов, – продолжает Александр Борздый. – В чем это обеспечение выражается?

Объем наших задач достаточно большой. Располагая информацией о предстоящих перевозках, мы, исходя из оптимального размещения перевозимого груза и военнослужащих,  заблаго­временно выполняем расчеты необходимого количества вагонов и платформ. Контролируем время подачи транспорта под погрузку-выгрузку, меры безопасности в процессе работ, соблюдение правил крепления груза. Оформ­ляем заявки и все необходимые перевозочные документы. Отслеживаем движение воинских эшелонов и при необходимости производим переадресовку груза. Не снимается ответственность и за его сохранность – проверяем несение караульной службы военнослужащими, которые этот груз сопровождают. А караул – это люди. Они нуждаются в горячем питании и нередко в медицинской помощи. Эти вопросы также в нашей компетенции.

Кроме того, отслеживаем состояние подъездных путей, специального подвижного состава – своевременно ли «теплушки» (караульные вагоны) проходят техобслуживание. Проводим в войсках ревизии на предмет целевого использования денежных средств и правильности оформления воинских перевозочных документов.

– И как вы управляетесь с таким объемом задач, да еще с таким мизерным штатом офицеров? Представляю, как жарко приходится комендатуре, когда в войсках разворачиваются масштабные учения.

– Жарко – не то слово, – соглашается Александр Борздый. – Во время учений всегда приходится уподобляться белке в колесе. Особенно запомнился напряжением в работе конец 80-х годов, когда с территории Беларуси поэтапно проводился вывоз ядерных боеприпасов. Такое не забывается. Да и в будние дни работы хоть отбавляй. Общий объем воинских перевозок в год нынче составляет до 4-5 тысяч вагонов, по «железке» перевозится около 35 тысяч военнослужащих и порядка 350 караулов по сопровождению воинских грузов. Поэтому служба у офицеров нашей комендатуры круглосуточная, посменная. Дежурный офицер всегда на своем рабочем месте, даже если где-то в составе эшелона в сторону нашей станции катит всего один вагон с военным грузом… 

Чтобы не попасть впросак, офицеры комендатуры ВОСО должны уметь читать графики движения поездов, четко знать все нормативные документы, соблюдать инструкции: по сигнализации и связи, по выполнению маневровых работ, по чрезвычайным ситуациям. И принимать грамотные решения, взаимодействуя со службами отделения железной дороги, с гарнизонной комендатурой, военной прокуратурой, военкоматом, воинскими частями…

В наградном активе подполковника Борздого накопилось множество поощрений, в том числе и от руководящего состава военного ведомства самого высокого уровня – за качественное выполнение поставленных задач, добросовестное отношение к службе. Александр Вячеславович – уроженец Барановичей, выпускник СШ № 9. В 1986 году окончил Ленин­градское высшее военное училище железнодорожных войск и военных сообщений. Начинал офицерскую службу помощником военного коменданта железнодорожного участка и станции Барановичи, нынче сам является ключевой фигурой на этой жаркой «сковородке». И умудрился на ней за 26 лет ни разу не «подгореть».

– Коллектив наш хоть и маленький, но высокопрофессиональный, слаженный, – говорит подполковник Борздый. –  Все офицеры с чувством ответственности, взаимовыручки, понимают друг друга с полуслова. Мой заместитель, майор Олег Симоненко, тоже выпускник Ленинградского училища. Старший помощник капитан Виталий Жук и помощник старший лейтенант Степан Столяров учились в Гомеле – оба окончили БелГУТ. Хоть и молоды, но  не скажу, что зелены. Когда они на дежурстве, можно не сомневаться, что воинские эшелоны по их вине в тупиках не застрянут.

 

Историческая справка

За годы гражданской войны и иностранной военной интервенции объем воинских перевозок составил 33 454 оперативных и 6 679 снабженческих поездов –  перевезено 24 млн. человек и  2,5 млн. лошадей.

За годы Великой Отечественной по стальным магистралям проследовало 442,2 тыс. поездов (19714,5 тыс. вагонов). Военно-санитарными поездами перевезено более 5 млн. раненых и больных.

Средняя скорость продвижения эшелонов в мае–июне 1945 года составляла до 600 километров в сутки, снабженческих транспортов – до 450 километров.

 



  • Мы в социальных сетях: