С коллективом локомотивного депо Барановичи встретился министр информации Марат Марков.
На предприятие глава информационного ведомства прибыл по просьбе самих железнодорожников, которую они высказали во время «Марафона единства». Марат Сергеевич в рамках республиканской общественно-культурной акции был одним из спикеров на «Знаковой встрече».
– С железной дорогой я не связан, хотя дом, где я вырос в Лунинце, находился в сотне метров от железнодорожного вокзала, – эти слова главы Министерства тут же расположили к себе и без того позитивно настроенных на встречу работников стальной магистрали.
Главной темой разговора стало подведение итогов социально-экономического развития страны, которое накануне обсуждалось в белорусском правительстве. Итоги пятилетки, как основа стратегии успешного развития государства, красноречиво показывают, чего Беларусь добилась даже под жесткими санкциями. Под ними, как заметил Марат Марков, наше государство живет с 1997 года, а значительное усиление санкционного давления произошло в 2020-м и 2022-м годах. На некоторых примерах министр информации раскрыл эту тему.
Положительная тенденция наблюдается в снижении уровня безработицы, которая составляет 2,9%, причем рабочих мест более чем достаточно. Другой вопрос в том, согласен ли претендент на ту или иную вакансию с зарплатой, которую ему предлагают.
– Некоторые хотят меньше работать и больше зарабатывать. Мое убеждение – нужно учиться, становиться профессионалом, чтобы зарабатывать больше, – отметил глава ведомства.
Реально располагаемые денежные доходы белорусов подросли за минувший год на 9,4%. В Беларуси сегодня 123 тысячи семей, воспитывающих троих и более детей. Огромная поддержка оказывается государством в этой области: пособия, льготы, декретный отпуск до трех лет, после рождения третьего малыша – семейный капитал, размер которого за пятилетку вырос на 40 процентов.
Нельзя не отметить и успехи в медицине. По количеству трансплантаций почки Беларусь занимает шестое место в мире, печени – 15-е. В прошлом году почти пяти сотням человек трансплантированы органы.
Увеличился также приток туристов, чему поспособствовал и безвиз для 35 стран. Активно развивается и внутренний туризм, что является у нас ключевым брендом: 2 млн белорусов путешествовали по стране в 2024-м.
– По телевизору в европейских странах показывают пустые полки белорусских магазинов, отсутствие товаров первой необходимости. И для иностранцев это своеобразный квест: приехать к нам и проверить, так ли это, сделать обзор того многообразия продукции, которое можно повсеместно найти на полках, – сказал Марат Марков.
Также он отметил, что производство основных продуктов на душу населения – мяса и молока – превышают достигнутые партнерами по ЕАЭС параметры в разы.
Экспорт своей продукции Беларусь осуществляет в 65 стран. В обход санкциям, белорусские предприятия находят новые рынки сбыта и сотрудничают со старыми партнерами. В 2024-м поставки возобновились в Нигерию, Никарагуа, Камбоджу, Мали и другие страны. Рост экспорта за 11 месяцев прошлого года в страны дальнего зарубежья составил 134,4%. Объем экспортируемых товаров в Африку вырос в полтора раза, в Азию – в 1,4 раза. Белорусские продукты за рубежом любят и ценят в первую очередь за качество.
Министр информации плавно перешел к своей профессиональной деятельности. Рассказал о себе и продемонстрировал, на что сегодня способны современные технологии.
– Искусственный интеллект, нейросети имеют впечатляющие возможности. К примеру, через мессенджер вам может позвонить по видеосвязи ваш руководитель, своим голосом отдать какие-то непонятные указания. В такой ситуации правильный выход только один: нужно положить трубку, заблокировать номер и самостоятельно связаться с тем человеком, который вам якобы звонил, – пояснил Марат Сергеевич. – В 2020-м году, если бы такие технологии существовали, уверен, многие могли бы поддаться на подобные уловки. Ведь тогда общество переживало революцию эмоций. С помощью информации с человека могут сделать субстанцию, которая потеряет индивидуальность и способность трезво рассуждать. Каждый может пострадать от информации и испортить себе жизнь. Мы находимся в постоянном информационном противоборстве. Поэтому я всегда повторяюсь: нужно придерживаться цифровой гигиены, смотреть правильные телеканалы, читать правильные газеты.
В беседу включились и работники локомотивного депо.
– Вы говорили о запрете ряда книг, которые могут нанести вред государству и личности. Проводятся ли в Беларуси работы по блокировке каких-либо социальных сетей, мессенджеров, как это делают в других странах и даже в России, – поинтересовался инженер Павел.
По данным, названным министром информации, в республике около 5,5 млн пользователей TikTok, в Телеграм – от 2,5 до 7,5 млн, в Instagram – около 4 млн пользователей.
– Физически урегулировать мы это можем, но, как сказал глава государства, нужно оценивать степень полезности и опасности обоюдоострых инструментов. Если польза есть – нужно профессионально с этим работать, – отметил министр. – Планируем ли мы закрывать какие-то соцсети – нет, но мы готовы к этому, и инструменты для этого есть.
Между тем, около 7 000 информационных материалов объявлены в Беларуси экстремистскими, в том числе за 2024-й год – около 3 тысяч. К 15 150 интернет-ресурсам (и количество их увеличивается) ограничен доступ.
Работница локомотивного депо Мария поинтересовалась, считает ли спикер блогеров журналистами и может ли государство оказывать финансовую поддержку начинающим инфлюенсерам.
– Блогер и журналист – совершенно разные понятия. Блогер должен быть постоянно на связи с подписчиками, журналист же может дни, недели готовить сюжет или статью. Однако это не мешает блогерам быть журналистами, а журналистам – блогерами, – высказал свою точку зрения Марат Марков. – По указу Президента № 131 сформирован фонд, который пополняется отчислениями от рекламы, и из него мы можем стимулировать СМИ на создание качественного контента. Министерство информации в 2024 году провело первый форум блогеров, где собрались 105 участников с общей аудиторией 27 млн подписчиков человек.
Некоторые продолжали работу на «Марафоне единства» и прекрасно передали своей аудитории атмосферу, показывали подписчикам, что у нас всё хорошо, что у нас отличные предприятия!
Ольга ШАРАПО
Видео автора
Фото Бориса НОВОГРАНА