Обратимся к общеизвестному факту: 29 ноября 1871 года по недавно построенному участку железной дороги Смоленск – Брест-Литовск отправился в путь первый товарно-пассажирский состав. Поезд проходил через станцию Барановичи, которая возникла в период строительства дороги. Своё имя она получила от близлежащей деревни и в будущем дала жизнь городу, который вырос в крупный промышленный и железнодорожный центр.
Не зря на гербе Барановичей красуется паровоз. Наша благодарность этому величайшему изобретению человечества, как показало время, не знает границ.
Сейчас в Барановичах и Барановичском районе насчитывается 15 таких локомотивов: 9 оригинальных, в натуральную величину, и 6 – макетов паровозов.
Воссоздать летопись их появления поможет наша фотохроника.
Привокзальная площадь
Паровоз Эм-710-30 был установлен в 1986 году на привокзальной площади станции Барановичи-Полесские в честь основания всех железнодорожных станций в городе. Такой подарок сделали железнодорожники родному городу в юбилейный год его рождения – к 115-й годовщине. 55-тонный маневровый танк-паровоз выпускался в СССР с 1935 по 1957 год и оказался последним паровозом нормальной колеи.
В 2019 году железнодорожники обновили раритетный локомотив. И теперь это не только символ Барановичей, открывающий гостям вокзальные ворота города, но и уникальное украшение обновленной привокзальной площади.
Музей железнодорожной техники
14 декабря 1984 года открыта экспозиция музея истории Барановичского отделения Белорусской железной дороги. А 30 июля 1999-го в небольшой сосновой роще, в пяти минутах ходьбы от станции Барановичи-Полесские, по инициативе бывшего начальника Барановичского отделения, а затем начальника Белорусской железной дороги Виктора Рахманько был создан первый и на тот момент единственный в Беларуси музей железнодорожной техники. Большую роль в претворении этой идеи в жизнь сыграл Илья Никонович Малюгин, который в то время возглавлял совет ветеранов отделения дороги. Он же стал первым научным сотрудником музея и руководителем всех работ по его созданию.
На постаменте у входа в музей находится макет паровоза серии В в половину натурального размера. Именно этот локомотив 28 ноября 1871 года провел первый товарно-пассажирский поезд из Смоленска в Брест через Барановичи. Кроме него, в музее семь оригинальных паровозов. Среди них – несколько локомотивов массовой серии Э. Самый старый – паровоз Брянского завода выпуска 1927 года. Есть в коллекции трофейный паровоз серии ТЭ и два паровоза серии Л. Один из них построен Ворошиловградским заводом в 1952-м, имеет пробег более 1,2 млн км и до сих пор находится в рабочем состоянии. Локомотив прибыл в музей своим ходом из локомотивного депо Лида и подавал сигнал при открытии музея. Привлекает внимание миниатюрный паровоз серии 9ПМ.
Паровозы, как и все экспонаты музея железнодорожной техники под открытым небом, находятся в идеальном порядке благодаря заботе железнодорожников. О недавнем восстановлении макета локомотива серии В расскажем отдельно.
В локомотивном депо
В 2009 году еще один макет паровоза с бустером – тележкой, на которой возили дрова, был установлен на территории локомотивного депо, рядом с цехом по ремонту электропоездов. Для образца визитной карточки своего предприятия специалисты выбрали модель того же паровоза, который провел первый состав через Барановичи. В 2015-м, рассказал Дмитрий Матарас, главный метролог депо, такой же паровозик, только поменьше, появился и у входа в административное здание.
У ресторана грузинской кухни
В конце марта 2018 года кованый паровоз поселился на территории нового объекта общественного питания Барановичей – ресторана «Пиросмани». Такую инсталляцию комплекса по приготовлению горячих блюд на открытом воздухе задумал владелец ресторана Виктор Новик. «А как иначе? Мы же живем в Барановичах», – объяснил он свою фантазию. На трассе
В 2004 году натуральный образец паровоза был установлен на 212-м км автомагистрали М1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации, вблизи деревни Звездной, на подъезде к Барановичам с западной стороны. Эта хорошая идея рассказать всему миру о символе Барановичей принадлежала руководству ДЭУ-3 предприятия «Белавтострада».
– Наши коллеги вспоминали, – передает их слова Николай Дриневский, главный инженер ДЭУ-24, в состав которого в своё время вошло ДЭУ-3, – что локомотив дорожникам передали железнодорожники Лидского депо. Оттуда на трассу паровоз доставляли автотягачи, а уже на месте на пьедестал устанавливали с помощью крана.
Теперь за состоянием паровоза следят дорожники ДЭУ-24. В 2016 году они обновили таблицу у паровоза и герб Барановичей.
На въезде в город
В июле 2019 года, в 75-ю годовщину освобождения Барановичей от немецко-фашистских захватчиков, в городе появился еще один его символ. Паровоз остановился на проспекте Советском, на въезде со стороны автомагистрали Кобрин – Столбцы. Идея об установке малой архитектурной формы в этом районе Барановичей принадлежит генеральному директору городского ЖКХ Михаилу Менче. Специалисты предприятия её успешно реализовали и открыли на въезде в город с северной стороны красивую городскую панораму.
На вокзале
В конце апреля 2020 года необычный посетитель появился в кассовом зале вокзала Барановичи-Полесские. На маленькие рельсы водрузили прототип паровоза Победы. Большой макет локомотива установили железнодорожники специально к великой дате – 75-летию Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.
Привет потомкам
В конце 2020-го специалисты инструментально-экспериментального участка локомотивного депо обновили макет паровоза серии В, установленного на входе в музей железнодорожной техники. В числе его нынешних реставраторов оказался и первый создатель этого локомотива в миниатюре – мастер участка Владимир Бурбицкий.
– Тогда, в конце 1990-х, нам выпала большая честь – воссоздать макет паровоза, который повел первый поезд через станцию Барановичи, – рассказывает Владимир Иванович. – В этом интересном проекте принимало участие с десяток специалистов нашего депо. Их фамилии занесены на памятную таблицу. Это М. С. Черкас, Г. Н. Зданович, К. К. Гечевский, который на тот момент был моим учителем, И.Д. Яковец, Л.Н. Шустал, М.М. Шинкалевский, В.К. Воробей и я, тогда самый молодой работник участка.
За эту кропотливую и неординарную работу всех специалистов депо премировали. Денежное вознаграждение в числе других получили еще два непосредственных участника того события –
слесари Роман Татаринович и Валерий Юдин. Но в таблицу их фамилии тогда не попали. В музее железной дороги заверяют, что непременно исправят эту ошибку, после того как обновят саму таблицу.
Многие из создателей макета паровоза уже на заслуженном отдыхе, иных уже нет в живых. А Валерий Юдин, так же как и Владимир Бурбицкий, трудится в депо на должности бригадира цеха по ремонту моторвагонного подвижного состава. Именно он со своими коллегами отвечает за содержание крупной железнодорожной техники в музее под открытым небом, восстанавливает локомотивы, дизель-поезда на месте. Пик этой сложной работы приходится на период с начала апреля и до осени.
– Но тем и интереснее, – замечает Валерий Юдин. – Прикасаться к таким раритетным объектам и интересно, и приятно. Сам факт, что ты восстанавливал память, бережно храня её страницы, греет душу. Многое у нас получается благодаря личной заинтересованности в этих работах и вниманию начальника депо Сергея Александровича Ольшевского. Весомую помощь и заботу мы ощущаем и от нашего непосредственного руководителя – начальника цеха Руслана Анваровича Мирсалимова.
Ремонтируя локомотивы, поезда, тележки и другие образцы железнодорожной техники, мастера локомотивного депо стремятся сохранить каждую деталь в том виде, какой она была первоначально. И если удается воспроизвести оригинал в точности, тогда уже радости нет предела.
Бывает, ремонт приятные сюрпризы подбрасывает, как в случае с недавним восстановлением макета паровоза серии В.
– Решение о капитальном ремонте паровоза начальник локомотивного депо Сергей Александрович Ольшевский и директор музея железной дороги Владимир Владимирович Руцкий приняли верное. Когда мы привезли локомотив сюда, на инструментально-экспериментальный участок депо, – делится воспоминаниями Владимир Бурбицкий, – приступили к тщательному обследованию. Вода, снег сделали своё дело: техника на открытом воздухе поржавела, цвет под лучами солнца потускнел, выгорел. Все изношенные детали паровоза зачистили, дефектные заменили. На лестнице паровоза обнаружили защелкнутый небольшой замочек серого цвета. На нем белой краской выведены два имени: Паша + Даша. Скорее всего, замочек повесили молодожены в память о дне рождения своей семьи. Но обычно все делали это на Острове влюбленных в Северном микрорайоне, а эта пара решила по-другому. Нам стало приятно, что наш паровоз оказался таким привлекательным для этого объектом и таким памятным. Поэтому замочек мы решили сохранить. Только теперь он покрашен в красный цвет, как и весь низ паровоза. Сохранили и надпись на нем: Паша + Даша. Вот было бы здорово, если бы эти молодые люди откликнулись!
По совету Владимира Ивановича мы попытались найти семью. Но это оказалось нелегким делом. В минувшее десятилетие в городском загсе зарегистрировали брак десятки пар с популярными именами Паша и Даша. После нескольких неудачных попыток найти наших героев от затеи отказались.
А Владимир Бурбицкий охотно рассказывает о процессе реставрации дальше.
– Восстанавливать паровоз в 2020 году помогали слесари участка Евгений Лешик, Антон Талашкевич, токарь Валерий Зеневич, электрогазосварщик Илья Анушкевич, маляры Алеся Горнякова и Олег Татаринович. Всей нашей командой мы решили обратиться с посланием к железнодорожникам 2045 года и заложили капсулу в паровоз.
– А почему именно 2045-го?
– Потому что от создания макета в 1999-м до капитального ремонта 2020-го прошел 21 год. Еще плюс 21 – это 2041-й, да четыре года мы даем гарантии на нашу работу. Вот и выходит – 2045-й. В послании мы пламенно поприветствовали тех, кто обнаружит и вскроет капсулу через 25 лет. Рассказали о том, что ремонтировали и модернизировали паровоз в ноябре 2020 года и пожелали счастья тем потомкам-железнодорожникам, кто будет продолжать, приумножать историю и традиции железной дороги и города Барановичи.
Светлана ГИЛЬ
Фото Бориса НОВОГРАНА