Если на городских автобусах ездить регулярно, без сомнения, выгоднее приобретать месячный либо декадный проездной. Для разовых поездок годятся талоны. Когда я уходила в июльско-августовский отпуск, решила: не буду покупать ни месячный, ни декадный проездной – хоть на этом сэкономлю.
Несколько раз съездила на рынок, талоны покупала у водителя за 3 500 рублей. Потом пришлось воспользоваться городским автобусом ещё и ещё. К концу моего отпуска талон у водителя автобуса подорожал до 3 800 рублей. Когда я подсчитала свои затраты на поездки по городу, оказалось, что на талонах переплатила стоимость двух декадных проездных. Но более всего недоумевала вот по какому поводу: почему вдруг стоимость талона выросла на 300 рублей? С этим вопросом, прихватив с собой десяток других, отправилась на интервью к начальнику отдела экономики, финансов и перевозок автобусного парка Олегу МАЗУРУ.
– Олег Сергеевич, так все же, почему подорожал проезд в автобусах?
– Для начала отмечу, что тарифы на проезд в общественном транспорте являются социально значимыми, а значит, их регулирует государство в лице Министерства экономики Республики Беларусь. Основная причина регулярного пересмотра действующих тарифов на проезд – несоответствие их уровня постоянно растущим материальным и иным затратам, необходимым для осуществления перевозочного процесса. Другая причина – увеличение процента окупаемости городского транспорта, то есть рост оплаты проезда пассажиром.
– А можно узнать, какой процент затрат на данный момент возмещают автобусному парку пассажиры? И почему, несмотря на его рост, городские перевозки, насколько я владею ситуацией, по-прежнему являются убыточными? Иными словами, с чем связана низкая рентабельность автобусных перевозок по городу?
– На протяжении последних лет у нашего предприятия самый высокий процент собственных доходов от социально-значимых городских перевозок пассажиров среди автобусных парков республики. Так, за 2012 год процент окупаемости городских перевозок составил 68,2%, за 2013 год вырос до 71,2%, за семь месяцев 2014 года данный показатель составил уже 92,2%. То есть наш пассажир платит сегодня за проезд 92 рубля из 100 необходимых (для сравнения: в автобусном парке Бреста окупаемость внутригородских перевозок 69%, Витебска – 80%, Гродно – 71%, Могилева – 79%, Гомеля – 75%). И это при том, что собственная выручка с одного километра составила 15 788 рублей, тогда как у наших коллег в Бресте, Гродно – более 9 000 рублей, Гомеле, Витебске – более 12 тысяч рублей. Кстати, при такой окупаемости и проценте выделения субсидий на городские перевозки наше предприятие только за два последних года сэкономило около 40 миллиардов рублей бюджетных средств, или практически 6 миллионов долларов США.
Несмотря на такие показатели, за семь месяцев года городские пассажирские перевозки принесли нам убытки в размере 401 миллиона рублей. Основная причина все так же связана с низким уровнем тарифа на городские перевозки, который не позволяет полностью покрыть затраты на их осуществление. Кроме того, рентабельность пассажирских перевозок напрямую зависит и от объемов субсидирования социально значимых перевозок и расходов на их осуществление. Наше предприятие единственное среди аналогичных организаций республики, которое не получает субсидии в полном объеме.
– Какая часть стоимости проезда возмещается из городского бюджета?
– Начиная с 2012 года, мы получали субсидии на возмещение части затрат на перевозки в городском сообщении значительно ниже общереспубликанских цифр (в 2012 году – 24,8%, 2013-м – 21,4%, за 7 месяцев нынешнего года – 7,1%). Впрочем, помощь из бюджета никогда не была значительной. Из года в год коллектив наращивал собственные доходы, тем самым экономя бюджетные средства. Если сравнивать с другими парками республики, то процент возмещения у нашего предприятия один из самых низких, а окупаемость перевозок – одна из самых высоких. Если бы автобусному парку выделяли субсидии хотя бы на уровне 31–33%, то мы бы вышли за 2013-й и за 7 месяцев этого года на прибыльную работу.
– А разве это не так? Ведь начало года для автобусного парка было успешным.
– Верно, в первом квартале года мы избавились от убытков – получили прибыль. А за семь месяцев сработали с убытками в размере 1 513 миллионов рублей. Они, замечу, могли быть больше, если бы предприятие не развивало прочие виды деятельности, от которых мы получили прибыль в размере 1 764 миллионов рублей. Кроме того, прибыльными оказались нерегулярные пассажирские перевозки по заказам населения и организаций (530 миллионов рублей).
– Надо полагать, это наиболее рентабельный вид перевозок?
– Совершенно верно. Нерегулярные почасовые перевозки дали рентабельность почти 24%, тогда как социально значимые пригородные перевозки выполняются с окупаемостью минус 16,5% и приносят убытки в размере 2 310 миллионов рублей. Основная причина высоких убытков по этим перевозкам – низкий уровень субсидирования, он равен 14%, тогда как в Гродно он более 26%, в Бресте – 29%, а в Гомеле – 41%.
– На чем еще зарабатывает коллектив автобусного парка?
– За прошлый год мы привлекли свыше 16 371 миллиона рублей инвестиций, из которых 1 351 миллион рублей составляют собственные средства, а за 7 месяцев нынешнего уже вложено почти 9 миллиардов, из них 1,3 миллиарда рублей – собственных денег. Все эти средства пошли на создание и улучшение условий труда работников (реконструкция здания мойки, приобретение высокопроизводительного и энергоэффективного оборудования), которые позволят повысить производительность труда и сэкономить значительное количество энергоресурсов.
За 7 месяцев года выручка от прочих видов деятельности выросла на 137% к аналогичному уровню 2013-го, обеспечив почти два миллиарда рублей прибыли. Наибольший удельный вес в структуре иных доходов имеют станция технического обслуживания автомобилей, столовая с разветвленной сетью пунктов питания, рынок. Также развиваем междугородные и международные перевозки. В ходе оптимизации маршрутной сети междугородных перевозок за последние годы нам удалось выйти на 85% их окупаемости. В прошлом году открыли новый маршрут Барановичи–Белосток.
– Олег Сергеевич, всегда с большим интересом следила за работой коллектива автобусного парка не только как журналист, но и как пассажир. Знаю, что вы из года в год снижали свои расходы и этим выделялись среди родственных предприятий Беларуси. Тема снижения расходов сегодня стала еще более актуальной, есть ли возможности у автобусного парка и дальше затягивать поясок?
– Наши расходы – самые низкие среди аналогичных предприятий, о чем говорит коэффициент по экономии ресурсов – 0,8, то есть темп роста расходов на предприятии ниже темпа роста доходов.
У нас постоянно растет производительность труда. На данный момент она опережает рост заработной платы почти на 9%. Коллектив добился существенной экономии топливно-энергетических, других материальных ресурсов. За последние шесть лет на 153 человека уменьшилось количество работников автопарка – теперь в штате трудится 634 человека.
– Усилия коллектива по снижению уровня расходов нельзя не оценить. Но все же они не дают возможности избавиться от убытков. На ваш взгляд, как их избежать?
– Необходимо, наконец, четко решить, за счет кого, пассажира или бюджета, – будет покрываться разница между опережающим ростом расходов и сдерживающимся увеличением тарифа на социально значимые городские и пригородные перевозки.
– А какой должна быть цена талона на данный момент, чтобы тариф покрывал ваши расходы?
– Не ниже 4,5 тысячи рублей. Полагаю, стоимость талона к концу года вырастет до 4 000 рублей.
– Благодарю, Олег Сергеевич, за столь аргументированный анализ экономической ситуации, в которой трудится коллектив автобусного парка. С пониманием отношусь к проблемам в вашей работе. Но в то же время солидарна с другими пассажирами – мы ждем от водителей автобусов, как и прежде, четкого соблюдения графиков движения, комфортного и качественного обслуживания.
– Конечно, пассажира меньше всего волнуют наши проблемы. Действительно, он хочет вовремя уехать и вовремя приехать. Это нормальное желание. Хочу подчеркнуть, что за последние пять лет такой показатель, как выполнение рейсов, в нашем автобусном парке не снижался ниже уровня 99,9%. Такой цифры не достигла больше ни одна транспортная организация Беларуси.
За семь месяцев 2014 года окупаемость городских автобусных перевозок составила 92,2%. То есть барановичский пассажир платит сегодня за проезд 92 рубля из 100 необходимых.
Факт
В этом году автопарк приобрел четыре автобуса особо большой вместимости для городских перевозок, два автобуса – для пригородных. До конца 2014-го планируется закупить ещё две машины особо большой вместимости для перевозки городских пассажиров.