«Если вы в здравом уме — откажитесь от затеи сделать зубра размером с 9-этажный дом за 40 дней, ведь для этого не меньше семи месяцев нужно», — пытались образумить директора Пинского судостроительно-судоремонтного завода Виктора Бруцкого. Согласись он со скептиками, и не было бы на территории Барановичского района на границе Минской и Брестской областей 80-тонного въездного памятного знака «Зубр».
В 2003 году республиканский сельскохозяйственный фестиваль «Дожынки» праздновали в Пружанах. Тогдашнему губернатору Брестчины Василию Долгалеву хотелось удивить гостей не только аграрными достижениями. Идея обозначить въезд в область величественным символом всей Беларуси – зубром родилась после одной из зарубежных поездок, где Василия Борисовича впечатлил огромный рукотворный бизон. Специалисты ОАО «Брестпроект» сработали ничуть не хуже зарубежных коллег. Образ зубра разработал архитектор Иван Карват, он же определил место его «прописки». Над конструктивной частью корпел Николай Якимук.
– Сделаешь такого зверя? – спросили у Виктора Бруцкого в облисполкоме.
– Сделаю! – отчеканил руководитель судостроительного предприятия, привыкший к масштабным проектам.
– Да ты сначала к чертежам приглядись, зубр-то непростой, а почти 80-тонный,
– Год у нас есть? – поинтересовался Виктор Павлович.
Ему ответили, что на изготовление дают 40 дней. Именно столько оставалось до «Дожинок», а на размышление – сутки.
Эти сутки и стали решающими. На экстренно созванном на РУП «Пинский судостроительно-судоремонтный завод» совещании решили, что за дело берутся.
Прямо на территории предприятия нашли площадку, на которой вычертили фигуру зубра в необходимую величину и стали думать, как бумажного гиганта сделать стальным.
Виктор Бруцкий знал: его люди справятся. На предприятии вот уже 120 лет строят суда, не одолеть въездной знак – расписаться в бессилии. Да на заводе один только Андрей Пинчук чего стоит: светлая голова, золотые руки. Простой судостроитель, а за 10 ученых потянет. Он да молодой конструктор Вера Секушина вместе – сила. Директор и его команда, занятая изготовлением зубра, практически ночевали на предприятии. Питание организовали прямо на объекте – работа шла в три смены. Подкачать никак нельзя – на кону не только честь завода, но и всей области.
– Пока пинчане делали монумент, мы готовили ему почву, – вспоминает тогдашний начальник УКСа Барановичского райисполкома Тамара Мацковская.
Чтобы зверь крепко стоял на ногах, ему в основание уложили более 200 тонн бетона. Бетонирование должно было идти непрерывно: одна машина отъезжала, другая подъезжала. Работы вела ПМК-1, позже подключилось ДРСУ-136.
Первыми на место постоянного жительства прибыли «ноги» скульптуры – транспортировать целиком многотонную махину не представлялось возможным. В Пинске ее со знанием дела разрезали на 11 частей и с помощью спецтехники доставили в Барановичский район, на поле вблизи деревни Петковичи. Там «Зубра» уже ждали работники Пинского судостроительного завода и специалисты из СУ-
– Я тогда был молодым специалистом и с огромным интересом участвовал в этой ответственной работе, – вспоминает начальник участка Пинского судостроительного завода Вадим Кондратюк. – Внутри «Зубра» находится огромное количество конструкций, в частности, московских метростроевских. Там есть леса, по ним можно добраться до самой головы знака, осмотреть его со всех сторон. У меня сохранились фотографии, на которых запечатлена сборка гиганта.
Запомнилось немало ярких, но тревожных моментов, например, как при монтаже голову пришлось поддерживать краном, пока не закрепили части туловища. А если бы она в тот момент сорвалась… Или покраска. Погода весь сентябрь стояла чудесная, а как только дело дошло до покраски – дождь. Ждать не можем. Вот-вот гости со всей Беларуси поедут – «Зубр» в полной красе их должен встречать. Маляры с лесов не спускаются, ждут погоды, а дождь идет и идет. Все отчаялись и решили: будь что будет. И тут выглянуло солнце. «Зубр» стал подсыхать и обретать естественный цвет. В общем, мы успели! Этот памятный знак нам действительно памятен.
– Возвращаемся как-то с заместителем из столицы, – с улыбкой рассказывает Виктор Бруцкий. – Как по дороге не навестить свое детище? Остановились. Подошли, поздоровались. И тут заместитель спрашивает: «Вы ничего не слышали? Мне кажется, он замычал в ответ».
Жаль, что по прошествии практически десяти лет со дня его рождения у въездного знака так и не появились соседи, хотя планировалось создать здесь объекты придорожного сервиса. То ли желающих нет, то ли их плохо ищут, но нашему зубру явно одиноко. Да и безымянный он до сих пор. Некоторые предлагают назвать его Василием – в честь Долгалева, подавшего идею. Но лично я нарекла бы его Витей. Директор РУП «Пинский ордена Знак Почета судостроительно-судоремонтный завод» вложил в него душу.
– Насчет имени – мелочи, а вот памятную надпись сделаем. Чтобы помнили, где именно родился «Зубр», – Виктор Павлович уже заказал табличку, и ее вот-вот установят.