«Я тебя прошу: отпусти», – такими строками оканчивается обращенное к отцу откровение девочки, которая предпочла приют родительскому дому.
– Девочка пережила большую травму: у нее умерла мама. Но еще большую травму она пережила, когда ее отец, желая заглушить боль потери, стал всё чаще употреблять алкоголь, – рассказывает историю из жизни Светлана Юрчик, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних горисполкома. – Она сама попросилась в приют.
СЧАСТЬЕ ИЛИ… РЮМКА?
В прошлом году 37 детей из 28 семей были признаны нуждающимися в государственной защите и отобраны у родителей.
– Из них только половина вернулась обратно в семью, – замечает Светлана Николаевна. – К сожалению, у остальных родителей перевесила не та чаша весов, на которой маленький родной человечек, а та, что с рюмкой.
Светлана Юрчик в силу своих обязанностей знает не одну подобную историю. Начинаются они похоже, а заканчиваются по-разному, бывает, еще трагичнее. Хоть и кажется, что может быть трагичнее, чем разбитое вдребезги счастье семьи. Человек думает, что просто откупоривает бутылку, а на самом деле – открывает дверь беде в свой дом…
Пять подростков отдыхали на берегу Мышанки. Отдыхали, купив по бутылке водки на каждого. К счастью, вовремя вмешались взрослые. Другая компания несовершеннолетних отмечала какой-то праздник на даче. Без взрослых. Со спиртным. После чего кто-то предложил прокатиться на машине. В нетрезвом состоянии один из участников «пикничка» сел за руль. Автомобиль перевернулся. Были травмы, были слезы, но, к счастью, все остались живы. Бог обнес.
– Ребята отмечали день рождения. Были и мальчики, и девочки. Что-то не поделили. Подросток, который состоял у нас на учете, в два часа ночи идет домой, берет нож, вызывает обидчика на улицу и, ударив ножом в шею, наносит ему травму. К счастью, пострадавшего спасли. А подросток, схватившийся за нож, осужден за преступление, – вот еще один реальный случай, который рассказала заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних горисполкома на расширенном тематическом родительском собрании в средней школе № 17.
– В рамках областной кампании по профилактике подросткового пьянства мы пригласили родителей не только наших учащихся, но и детей, которые учатся в средних школах № 13 и 20, – говорит Елена Морозова, директор СШ № 17. – Наша школа единственная в городе работает по профилактической международной программе «Эффект», созданной в шведском университете города Эребру. Суть программы – в разъяснительной, информационной, просветительной работе со всеми родителями, даже с теми, которых данная проблема не коснулась. Мы выбрали такую форму, потому что основное влияние на формирование личности оказывает всё же семья.
Цветам жизни – только чистую воду
Профилактическая кампания проходит под слоганами «Дети – цветы жизни. Цветам – только чистую воду» и «Родитель, помни: ребенку нальешь – горя хлебнешь».
– Опросы показывают, что впервые алкоголь подростки пробуют чаще всего именно дома. Перед встречей мы провели опрос на школьном сайте, и его результаты подтвердили этот вывод, – пояснила Ирина Яскевич, заместитель директора школы. – Существует миф: если подросток с позволения родителей попробует немного шампанского дома, у него не будет соблазна выпить в компании сверстников. Однако научно доказано: в таком случае дети употребляют алкоголь чаще и в больших количествах, чем те их ровесники, родители которых строго-настрого запрещают пробовать крепкие напитки.
Видеоинтервью с учащимися седьмых классов провели сами школьники. Семиклассники смогли назвать не одну разновидность спиртных напитков. Но и о вреде их знают. Так было не всегда. Учащиеся провели небольшую исследовательскую работу и узнали, что раньше относительно алкоголя даже у взрослых бытовали глубокие заблуждения. В Германии матери давали несколько капель коньяка грудничкам «для аппетита», в Австрии зимой дети бедняков перед дорогой в школу получали «паек» в стакане «для сугреву».
Сегодня же от «градусных» напитков цветы жизни защищает закон. Если «сердобольный» дядя, уступив просьбам подростков, купит им бутылочку пива или же если добрая тетушка даст в дорожку ребяткам шампанского, и он, и она могут ответить по статье 17.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение». А это значит, придется платить штраф в размере от десяти до тридцати базовых величин. От 2 миллионов 100 тысяч до 6 миллионов 300 тысяч рублей в эквиваленте.
«Нальешь – горя хлебнешь» – это уж точно.
– Употребление алкоголя в раннем возрасте чревато отклонениями в развитии либо задержкой развития детского организма. С каждой рюмкой растет устойчивость организма к спиртному, а это значит, что нужна большая доза для достижения опьянения. Зависимость у подростка возникает в три-четыре раза быстрее, чем у взрослого, – привела аргументы Светлана Залевская, заведующий межрайонным наркодиспансером. – Не забуду случай, когда в детскую реанимацию попал ребеночек пяти лет. Его в состоянии алкогольной комы обнаружила соседка. В крови у мальчика было 2,7 промилле алкоголя – это при том, что опьянение возникает с 0,3 промилле! Самое страшное, что, когда у него спустя два часа после оказания помощи спросили: «Выпил бы ты еще?», он как ни в чем не бывало ответил: «Да!».
А что же родители? Они просто… не желали утомлять себя приготовлением обедов-ужинов. А тут налил «пару капель» – и забыл, такое вот решение «продовольственной проблемы» изобрела чета.
Другой мальчишка – 15 лет от роду – очень любил пиво. Раздобыв очередную бутылку, он достигал искомого состояния «нирваны», а достигнув его, хватался за нож, пытался задушить братика.
– Что и привело его в спецучреждение закрытого типа, – заключает заведующий межрайонным наркодиспансером. – После этого год он продержался, а потом взялся за старое.
Понятно, что приведенные примеры из ряда вон выходящие и семьи, оказавшиеся в центре внимания, неблагополучные. Но ведь и папаша с носом баклажанных оттенков, и мамаша, трясущимися руками пересчитывающая в винно-водочном отделе деньги: «Хватит ли?», тоже были когда-то невинными детьми. С чего-то же всё начиналось…
– Когда в поле зрения нашего учреждения попадает очередной несовершеннолетний, то в свое оправдание говорит: «Так был же праздник!» Они из семьи несут, что праздник не состоится без алкоголя, – обратила внимание Светлана Залевская.
А если не из семьи, то из компании.
– Задайте себе вопрос, когда вы последний раз говорили своему ребенку: «Люблю», – порекомендовала специалист. – Поругать-то мы не забываем. А ребенок перестает чувствовать поддержку и находит ее в компании сверстников.
Алкогольная зависимость может прийти в дом с виду примерной семьи. И самое худшее решение в таком случае – замалчивать проблему. Вылечить устойчивую зависимость будет чрезвычайно сложно.
ПРИВИВКА ОТ ВРЕДНОСТИ
– Зависимость – по-другому это страсть, или страдание, – выразил свою точку зрения протоиерей Виталий Лозовский, настоятель прихода храма Святого Благоверного Князя Александра Невского.
– Когда проблема созрела, беда случилась, мы бежим в церковь, к психиатру. Но не будем забывать, что у дерева есть не только плоды, листочки, но и корни. Когда мы говорим: «Какие плохие дети! Что с ними делать?», стоит задать вопрос: «Что делать с нами самими?» – рассуждал священнослужитель.
Десять лет протоиерей Виталий Лозовский осуществлял духовное попечение в СИЗО № 6, где встречался с малолетними преступниками. Это не сироты, не беспризорники, как обычно о них думают. У 70–80% из них были родители, которые в большей или меньшей степени их обеспечивали. Однако 99% из них росли в семьях, в которых о Боге не вспоминали.
– Пока ребенок маленький, его можно контролировать. Где-то кнутом, где-то пряником. Но что вы будете делать, когда он вырастет? Без веры тяжело воспитать человека, – считает настоятель прихода. – Проблема с употреблением алкоголя чаще встречается у детей из нерелигиозных семей. Хотя они могут быть как аморальны, так и не аморальны. Молодежь, случается, по неграмотности пороками бравирует. Так вот религия – это прививка от вредности.
В заключение священнослужитель привел один красноречивый факт. В Древнем Риме мужчине не дозволялось употреблять алкоголь, пока у него не вырастет сын. Женщине – пока она не выйдет из детородного возраста. Зато рабам наливали стаканы до краев. Сегодня на рабство некоторые обрекают себя добровольно, под тосты «За здоровье», постепенно лишаясь оного и признавая алкоголь своим господином.
– Грех – это рана, которую человек наносит себе сам.
Виталий ГЕРЦЕВ.